Бом: Да. Я подумал на днях, что и иллюзия реальна, в том смысле, что
для человека, который находится у нее в плену, это нечто реально
происходящее.
Кришнамурти: Для него иллюзия реальна.
Бом: Но и для нас она реальна, потому что в мозгу человека происходят
определенные электрические и хими-ческие процессы, и он действует в реальной
сфере, исходя из своей иллюзии.
Кришнамурти: В реальной сфере, в искаженной сфере.
Бом: Искаженной, но реальной. И вот мне приходит на ум, что можно ведь
сказать, что даже ложь реальна, хотя она не истинна. Это могло бы быть для
нас важным.
Кришнамурти: Понятно. Вот, например: реален ли Хрис-тос?
Бом: Он определенно реален в умах людей, которые верят в Него в том
смысле, о котором мы говорим.
Кришнамурти: Мы хотим установить различие между истиной и реальностью.
Мы говорим, что все, о чем думает мысль, независимо от того, разумно оно или
нет, искажено оно или ясно осознано -- все это есть реальность. И эта
реальность, говорю я, не имеет ничего общего с истиной.
Бом: Да, но нам также надо сказать, что в некотором отношении
реальность - это нечто большее, чем просто мысль. Возникает также вопрос о
действительности. Дей-ствительна ли вещь? Является ли ее существование
действи-тельным фактом? Соответственно словарю, факт -- это то, что
действительно сделано, что действительно происходит, что действительно
воспринято.
Кришнамурти: Да, мы должны осознать, что понимаем мы под фактом.
Бом: Факт - это действие, которое действительно проис-ходит.
Предположим, вы идете по темной дороге и вам кажется, что вы что-то видите.
Это может быть реально, а может быть и нет. В какой-то момент вам
представляется это реальным, а в следующий - нереальным. Но вот вы вдруг
коснулись этого предмета, и он оказался препятствием на вашем пути.
Благодаря этому действию вам мгновенно стано-вится ясно, что это реальная
вещь, с которой вы пришли в контакт. Но если нет такого контакта, вы
скажете, что это нереально, что это, видимо, иллюзия, или, по крайней мере,
что-то такое, что по ошибке было принято за реальное.
Кришнамурти: Эта вещь все же реальна, поскольку она - предмет мысли. Но
реальность ничего общего не имеет с истиной.
Бом: Теперь давайте рассмотрим, что такое 'вещь'. Видите ли, корень
английского слова 'thing', в основном соответствует корню немецкого слова
'bedingen', обусловли-вать, ставить условия или определять. И мы, конечно,
должны согласиться с тем, что вещь есть нечто неизбежно обусловленное.
Кришнамурти: Вещь обусловлена. С этим нам придется примириться.
Бом: Это ключевой момент. Любая форма реальности обусловлена.
Следовательно, иллюзия - это тоже форма реальности, которая обусловлена.
Например, кровь челове-ка может иметь различный химический состав в связи с
тем, что человек находится в несбалансированном состоянии. Он искажен,
возможно, слишком возбужден, и по этой причине он оказывается в плену
иллюзии. Так, всякая вещь обусловлена, и она, в свою очередь, обусловливает
любую другую вещь.
Кришнамурти: Да, верно.
Бом: Все вещи связаны взаимной обусловленностью, которую мы называем
влиянием. В физике это очень ясно, все планеты влияют друг на друга, атомы
друг на друга влияют, и мне хотелось бы высказать предположение, что мы
можем рассматривать мысль и сознание как звенья единой цепи влияний.
Кришнамурти: Совершенно верно.
Бом: Таким образом, всякая вещь может влиять на сознание, а сознание, в
свою очередь, может влиять на все, придавая определенный облик всей нашей
жизни и нам самим, поскольку все мы представляем собой объекты. И вы могли
бы тогда сказать, что все это - реальность, что, следовательно, мысль --
тоже реальна.
Кришнамурти: Мысль реальна.
Бом: И происходит так, что одна часть реальности влияет на другую ее
часть.
Кришнамурти: А одна часть иллюзии подобным же образом влияет на другую
часть иллюзии.
Бом: Да, но тут мы должны быть осторожны, потому что мы можем сказать,
что существует такая реальность, которая не создана человеком,
человечеством. Но и она, тем не менее, ограниченна. Космос, например, как мы
видим, оказался в сфере воздействия нашего собственного опыта и,
следователь-но, он ограничен.
Кришнамурти: Несомненно.