реальностью. Тогда вам нужно увидеть их; тем не менее, вы
говорите, что пока эти отдельные части существуют, нет целостности. Так что
вы не в состоянии их увидеть. Но все это возвращается к единственной вещи -
к единому источнику.
Кришнамурти: Я уверен, сэр, что подлинно серьезные люди задавали этот
вопрос. Они задавали его и старались найти ответ при помощи мысли.
Бом: Да, ведь это представляется естественным.
Кришнамурти: И они никогда не замечали, что они -- в ловушке мысли.
Бом: С этим всегда беда! В нее попадает каждый. То, что он принимает за
видение своих проблем, говоря: 'Вот мои проблемы. Я их вижу', на самом деле
-- всего лишь процесс мышления. Но его смешивают с видением. Таково одно из
возникающих недоразумений. Если вы говорите: 'Не думай-те, а смотрите', то
этот человек чувствует, как будто он уже видит.
Кришнамурти: Совершенно верно. Итак, вы понимаете, возникает этот
вопрос, и люди говорят: 'Все в порядке, тогда я должен контролировать мысль,
должен подчинять ее, и мне необходимо сделать ум спокойным, чтобы он стал
целостным;
тогда я сумею увидеть все части, все фрагменты; тогда я прикоснусь к
источнику'. Но это все та же деятельность мысли, которая происходит все
время.
Бом: Да, это значит, что деятельность мысли большей своей частью
бессознательна, и потому человек не знает, как это происходит. Сознательно
мы можем сказать, что постигли необходимость полной перемены, что все должно
быть иным.
Кришнамурти: Но это все еще остается на уровне бессо-знательного. Итак,
можете ли вы обратиться к моему бессо-знательному, понимая, что мой
сознающий мозг будет вам сопротивляться? Ибо вы говорите мне нечто такое,
что является революционным, что рушит весь мой дом, который я так тщательно
построил, и я не стану вас слушать, - вы следите за ходом моих мыслей? В
своих инстинктивных реакциях я отталкиваю вас. Так что вы, поняв все это,
говорите: 'Послушай, старина, все в порядке, ты и не старайся меня слушать,
а я поговорю с твоим бессознатель-ным умом. Я стараюсь поговорить со сферой
твоего бессозна-тельного мышления, стараюсь заставить ее увидеть, что любое
ее движение все еще находится в поле времени' и так далее. По существу, ваш
сознательный ум никогда не нахо-дится в действии. Его деятельность неизбежно
сводится к тому, что он либо сопротивляется, либо говорит: 'Я прини-маю' , и
тем самым создает конфликт в самом себе. Вы можете обращаться к моей
бессознательной сфере, -- так ведь?
Бом: Всегда можно спросить, как это сделать.
Кришнамурти: Нет, нет. Вы можете сказать другу: 'Не сопротивляйся, не
думай об этом. А я буду говорить с тобой. Мы оба общаемся друг с другом без
того, чтобы это слушал сознающий ум'.
Бом: Да.
Кришнамурти: Я думаю, что именно так в действитель-ности и происходит.
Когда вы говорили со мной, я замечал, что не слишком прислушиваюсь к вашим
словам. Я слушал вас; я был открыт для вас, а не для ваших слов, когда вы
объясняли и так далее. Я сказал себе: 'Хорошо, оставим все, я слушаю вас, а
не слова, которыми вы пользуетесь; прислу-шиваюсь к смыслу, ко внутреннему
качеству вашего чувства, которое вы хотите сообщить мне'.
Бом: Понимаю.
Кришнамурти: Это и изменяет меня, а не все словесные приемы. Так что вы
можете говорить мне о моих безумствах, о моих иллюзиях, особых склонностях.
без того, чтобы сознающий ум вмешивался и говорил: 'Пожалуйста, не касайтесь
всего этого, оставьте меня в покое!' Вот, например, в рекламе пробовали
применять сублиминальную (воздей-ствующую на подсознание) пропаганду; так
что, хотя вы по-настоящему не обращаете на нее внимания, ваша
бессозна-тельная сфера видит, воспринимает ее, и вы покупаете мыло именно
того, особого сорта! Мы этого не делаем, - это было бы убийственно. Я говорю
вот что: не слушайте меня ушами внимания, а слушайте меня ушами, которые
слышат гораздо глубже. Вот так я слушал вас сегодня утром, потому что меня,
как и вас, чрезвычайно интересует этот источник. Вы соглас-ны со мной, сэр?
Я действительно интересуюсь одной этой вещью. Все это легко объяснимо,
понятно, - но прийти к этому вместе, ощутить вместе! Понимаете? Я думаю, что
это и значит разбить какую-то обусловленность, привычку, пред-ставление,
которые выросли в нас. Вы говорите об этом на таком уровне, где сознательный
ум не проявляет тотального интереса.