Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

хорошо чувству-ет, что она не

бессмертна.

Бом: Она знает это, однако, лишь внешне. Я хочу сказать, что она

сознает это как внешний факт.

Кришнамурти: Поэтому она создает бессмертие в пред-ставлениях, в

образах. Я слушаю это как сторонний наблю-датель и говорю себе: 'Все это

совершенно верно, так ясно, логично, разумно; мы видим это со всей ясностью

и психоло-гически и физически'. И вот, когда я наблюдаю все это, у меня

возникает вопрос: может ли ум сохранять чистоту первоначального источника?

Первозданную, девственную ясность той энергии, которая не тронута распадом

мысли? Не знаю, понятно ли я выражаюсь.

Бом: Вопрос ясен.

Кришнамурти: Может ли ум сделать это? Может ли ум когда-либо это

открыть?

Бом: Какой ум?

Кришнамурти: Ум или, как мы теперь говорим, орга-низм, мысль, мозг, со

всеми его воспоминаниями, опытом и всем прочим -- ум, который от времени. И

мой ум спрашивает:

'Могу я к этому прийти?' Он не может. Тогда я себе говорю:

'Поскольку он не может прийти, я буду спокойным'. Видите, какие фокусы

он проделывает?

Бом: Да.

Кришнамурти: Я хочу научиться, как быть спокойным;

я хочу научиться медитировать, чтобы быть спокойным. Я вижу, как важно

иметь ум, свободный от времени, от меха-низма мысли; и я буду контролировать

его, подчинять, устранять мысль. Но все это остается действием мысли. Это

очень ясно. Что же тогда делать? Поскольку человек живет в этой дисгармонии,

ему необходимо ее исследовать. Вот это мы и делаем. Когда мы начинаем такое

исследование, или в самом процессе исследования, мы приходим к этому

источни-ку. Что же это такое -- восприятие, озарение? И имеет ли это

озарение хоть что-нибудь общее с мыслью? Является ли озарение результатом

мысли? Заключительный вывод озаре-ния есть мысль; но само озарение - не

мысль. Таким образом я получаю к этому ключ. Тогда что же такое озарение?

Могу ли я вызывать его, культивировать?

Бом: Это невозможно. Но существует особый вид энер-гии, который для

этого необходим.

Кришнамурти: В том-то и дело. Я ничего не могу в отношении этого

предпринять. Когда я культивирую озаре-ние -- это желание; когда я говорю,

что сделаю то или другое - это то же самое. Так что озарение - не продукт

мысли. Оно не входит в порядок мысли. Как же тогда приходят к этому

озарению? (Пауза) Мы пришли к нему, потому что отвергли все.

Бом: Да, оно тут. Но вы никогда не сможете ответить на вопрос, как вы к

чему-либо пришли.

Кришнамурти: Нет. Я думаю, сэр, это достаточно ясно. Вы приходите к

этому, когда видите все в целом. Таким образом, озарение есть восприятие

целого. Отдельная часть не может этого видеть, но 'я, которое видит

отдельные части, видит целое; и качество ума, который видит целое, не

затронуто мыслью. Отсюда - целостностное восприятие, озарение.

Бом: Может быть, мы разберемся в этом, не торопясь? Мы видим все

отдельные части. Можем ли мы сказать, что подлинная энергия, деятельность,

которая видит эти фраг-менты, являет собой целое?

Кришнамурти: Да, да.

Бом: Мы никогда не умеем видеть целое, потому что ...

Кришнамурти: ... нас так обучали - и все прочее.

Бом: Но я думаю, мы все равно не могли бы увидеть целое как нечто.

Целостность - это, скорее, свобода видеть отдель-ные части.

Кришнамурти: Верно, свобода видеть. Свободы нет, пока существуют

отдельные части.

Бом: Это создает парадокс.

Кришнамурти: Конечно.

Бом: Но целое не начинается с фрагментов. Пока дей-ствует целое,

фрагментов не существует. Так что парадокс происходит от предположения, что

отдельные части реальны, что они существуют независимо от мысли. Тогда, я

полагаю, можно было бы сказать, что фрагменты существуют у меня в мыслях, и

тогда я должен что-то с ними делать - вот это и будет парадоксом. Целое

начинается с озарения, открывше-го, что эти фрагменты в каком-то смысле -

ничто. Мне это именно так представляется. Они не имеют субстанции, они

просто нереальны.

Кришнамурти: Нереальны, да.

Бом: И поэтому они не нарушают целостности.

Кришнамурти: Совершенно.

Бом: Понимаете, одна из причин, часто вызывающих путаницу, заключается

в следующем. Когда вы формулиру-ете этот вопрос в терминах мысли, вам

кажется, что перед вами отдельные части, что они реальны, обладают

веществен-ной