хорошо чувству-ет, что она не
бессмертна.
Бом: Она знает это, однако, лишь внешне. Я хочу сказать, что она
сознает это как внешний факт.
Кришнамурти: Поэтому она создает бессмертие в пред-ставлениях, в
образах. Я слушаю это как сторонний наблю-датель и говорю себе: 'Все это
совершенно верно, так ясно, логично, разумно; мы видим это со всей ясностью
и психоло-гически и физически'. И вот, когда я наблюдаю все это, у меня
возникает вопрос: может ли ум сохранять чистоту первоначального источника?
Первозданную, девственную ясность той энергии, которая не тронута распадом
мысли? Не знаю, понятно ли я выражаюсь.
Бом: Вопрос ясен.
Кришнамурти: Может ли ум сделать это? Может ли ум когда-либо это
открыть?
Бом: Какой ум?
Кришнамурти: Ум или, как мы теперь говорим, орга-низм, мысль, мозг, со
всеми его воспоминаниями, опытом и всем прочим -- ум, который от времени. И
мой ум спрашивает:
'Могу я к этому прийти?' Он не может. Тогда я себе говорю:
'Поскольку он не может прийти, я буду спокойным'. Видите, какие фокусы
он проделывает?
Бом: Да.
Кришнамурти: Я хочу научиться, как быть спокойным;
я хочу научиться медитировать, чтобы быть спокойным. Я вижу, как важно
иметь ум, свободный от времени, от меха-низма мысли; и я буду контролировать
его, подчинять, устранять мысль. Но все это остается действием мысли. Это
очень ясно. Что же тогда делать? Поскольку человек живет в этой дисгармонии,
ему необходимо ее исследовать. Вот это мы и делаем. Когда мы начинаем такое
исследование, или в самом процессе исследования, мы приходим к этому
источни-ку. Что же это такое -- восприятие, озарение? И имеет ли это
озарение хоть что-нибудь общее с мыслью? Является ли озарение результатом
мысли? Заключительный вывод озаре-ния есть мысль; но само озарение - не
мысль. Таким образом я получаю к этому ключ. Тогда что же такое озарение?
Могу ли я вызывать его, культивировать?
Бом: Это невозможно. Но существует особый вид энер-гии, который для
этого необходим.
Кришнамурти: В том-то и дело. Я ничего не могу в отношении этого
предпринять. Когда я культивирую озаре-ние -- это желание; когда я говорю,
что сделаю то или другое - это то же самое. Так что озарение - не продукт
мысли. Оно не входит в порядок мысли. Как же тогда приходят к этому
озарению? (Пауза) Мы пришли к нему, потому что отвергли все.
Бом: Да, оно тут. Но вы никогда не сможете ответить на вопрос, как вы к
чему-либо пришли.
Кришнамурти: Нет. Я думаю, сэр, это достаточно ясно. Вы приходите к
этому, когда видите все в целом. Таким образом, озарение есть восприятие
целого. Отдельная часть не может этого видеть, но 'я, которое видит
отдельные части, видит целое; и качество ума, который видит целое, не
затронуто мыслью. Отсюда - целостностное восприятие, озарение.
Бом: Может быть, мы разберемся в этом, не торопясь? Мы видим все
отдельные части. Можем ли мы сказать, что подлинная энергия, деятельность,
которая видит эти фраг-менты, являет собой целое?
Кришнамурти: Да, да.
Бом: Мы никогда не умеем видеть целое, потому что ...
Кришнамурти: ... нас так обучали - и все прочее.
Бом: Но я думаю, мы все равно не могли бы увидеть целое как нечто.
Целостность - это, скорее, свобода видеть отдель-ные части.
Кришнамурти: Верно, свобода видеть. Свободы нет, пока существуют
отдельные части.
Бом: Это создает парадокс.
Кришнамурти: Конечно.
Бом: Но целое не начинается с фрагментов. Пока дей-ствует целое,
фрагментов не существует. Так что парадокс происходит от предположения, что
отдельные части реальны, что они существуют независимо от мысли. Тогда, я
полагаю, можно было бы сказать, что фрагменты существуют у меня в мыслях, и
тогда я должен что-то с ними делать - вот это и будет парадоксом. Целое
начинается с озарения, открывше-го, что эти фрагменты в каком-то смысле -
ничто. Мне это именно так представляется. Они не имеют субстанции, они
просто нереальны.
Кришнамурти: Нереальны, да.
Бом: И поэтому они не нарушают целостности.
Кришнамурти: Совершенно.
Бом: Понимаете, одна из причин, часто вызывающих путаницу, заключается
в следующем. Когда вы формулиру-ете этот вопрос в терминах мысли, вам
кажется, что перед вами отдельные части, что они реальны, обладают
веществен-ной