ум соприкоснуться с самим источником, в
котором этих двух частей не существует? А соприкоснувшись с источником, где
разделения нет, он сможет действовать без разделения. Не знаю, удается ли
мне ясно это выразить.
Бом: Но как может быть, чтобы ум человека не соприкос-нулся с этим
источником? Почему он его не касается?
Кришнамурти: Потому что мы поглощены мыслью, ее хитростью, ее
движением. Все наши боги, наши медитации -- все это мысль.
Бом: Да. Я думаю, тут мы подходим к вопросу о жизни и смерти. Это
относится к выживанию, ибо одна из них стоит на пути как препятствие.
Кришнамурти: Мысль и ее сфера безопасности, ее жажда безопасности --
создали смерть как нечто отдельное от себя. Бом: Да, это может быть ключевым
моментом. Кришнамурти: Именно так.
Бом: Можно взглянуть на мысль под этим углом зрения. Она задумала себя
как инструмент выживания. И потому...
Кришнамурти: ... она создала бессмертие в Иисусе или в чем-либо еще.
Бом: Мысль, возможно, не в состоянии представить себе собственную
смерть. Поэтому, когда она пытается это сде-лать, она всегда проецирует
что-то еще, какой-то иной, более широкий взгляд на вещи, который, как ей
кажется, позволя-ет глядеть на себя со стороны. Если кто-то пытается
вообра-зить, что он умер, то он все еще воображает себя живым и глядящим на
самого себя, как на мертвого. Вы всегда можете усложнить это всякого рода
религиозными понятиями; но поскольку попытка исходит от мысли, она,
очевидно, не может понять смерть должным образом.
Кришнамурти: Не может. Это означало бы прекращение ее самой.
Бом: Это очень интересно. Предположим, мы берем смерть тела, которую
видим во внешних проявлениях: орга-низм умирает, утрачивает свою энергию, и,
следовательно, распадается.
Кришнамурти: Тело действительно есть инструмент этой энергии.
Бом: Итак, давайте скажем, что энергия перестает пи-тать тело и,
следовательно, тело не может долее сохранять какую-либо целостность. Можно
сказать, что то же самое происходит и с мыслью: энергия определенным образом
питает мысль, как и тело, - ведь так?
Кришнамурти: Верно.
Бом: Вы и другие часто употребляли выражение 'ум полностью умирает для
мысли'. Такое определение сначала вызывает недоумение, потому что вполне
можно подумать, что это мысль должна умереть.
Кришнамурти: Именно, именно так.
Бом: Но вы говорите, что умирает ум, или его энергия умирает для мысли.
Прежде всего я замечаю, что когда мысль действует, она получает определенную
энергию, исходящую от ума или интеллекта; а когда мысль не является более
необходимой, энергия уходит, и мысль становится подобной мертвому организму.
Кришнамурти: Правильно.
Бом: И вот уму очень трудно согласиться с этим. Срав-нение между мыслью
и организмом кажется таким неубеди-тельным, ведь мысль не имеет субстанции,
а организм субстанцию имеет. Поэтому смерть организма представляется чем-то
гораздо большим, нежели смерть мысли. Вот этот-то пункт и не ясен. Можете ли
вы сказать, что смерть мысли по сути является смертью всего организма?
Кришнамурти: Очевидно.
Бом: Хотя она и в малом масштабе, она той же природы? Кришнамурти: Как
мы сказали, в организме и в мысли - в обоих действует энергия, и движение
мысли происходит за счет этой энергии; так что мысль не может увидеть
собственную смерть.
Бом: У нее нет возможности вообразить, спроецировать или постичь ее.
Кришнамурти: Поэтому она убегает от смерти. Бом: Да, она создает себе
иллюзию.
Кришнамурти: Разумеется, иллюзию. И она создала иллюзию бессмертия или
бытия по ту сторону смерти, проек-цию собственного желания своей
непрерывности.
Бом: Ну вот, перед нами одна из причин: началом мысли могло явиться
желание непрерывности существования орга-низма.
Кришнамурти: Да, верно; а затем она пошла еще дальше. Бом: Пошла
дальше: стала желать собственной непре-рывности. Это было ошибкой, именно
здесь она направилась по неверному пути. Она стала считать себя чем-то более
обширным, чем сам организм, не просто распространением его, а его сущностью.
Сначала мысль просто функционирует в организме, а затем она начинает
представлять себя сущ-ностью организма.
Кришнамурти: Правильно.
Бом: Затем мысль начинает желать своего собственного бессмертия.
Кришнамурти: А сама она знает, очень