существуете. 'Вы' не можете существовать, когда
спрашиваете, что такое этот источник. 'Вы' - это время, движение,
обусловленность внешней средой. Вы -- все это.
Бом: В этом вопросе всякое разделение утрачивает смысл.
Кришнамурти: Совершенно. В этом его суть, не правда ли?
Бом: Не существует времени...
Кришнамурти: И все же мы говорим: 'Я не стану пользоваться мыслью'.
Когда в дело вступает 'я' - это означает разделение; поэтому для понимания
всего, о чем мы говорим, я устраняю это 'я' полностью.
Бом: Но это звучит как противоречие.
Кришнамурти: Понятно. Я не могу его устранить. Оно существует. Что
тогда является источником? Может ли он когда-либо быть назван? Например,
религиозное ощущение иудаизма таково, что он не может быть назван; вы не
называете его, не можете о нем говорить, не можете к нему прикоснуться. Вы
можете только смотреть. Индусы и прочие говорят то же самое, но по-другому.
Христиане споткнулись на слове 'Иисус', на этом образе, и они никогда не
доходили до источника.
Бом: Это сложный вопрос. Возможно, они пытались синтезировать несколько
философских систем: еврейскую, греческую и восточную.
Кришнамурти: И вот я хочу выяснить: что является источником? Может ли
мысль найти его? Однако же мысль рождена из этого источника, равно как и
разум. Они подобны двум потокам, которые движутся в различных направлени-ях.
Бом: Можно ли сказать, что материя, в наиболее общем смысле, также
рождена из этого источника?
Кришнамурти: Конечно.
Бом: Я имею в виду всю вселенную. Но тогда этот источник находится за
пределами вселенной.
Кришнамурти: Разумеется. Не можем ли мы сказать так: мысль есть
энергия, равно как и разум?
Бом: Да. А также и материя.
Кришнамурти: Мысль, материя, механическое - это энергия. Разум - также
энергия. Мысль запутана, загрязне-на; она сама себя разделяет, дробит на
части.
Бом: Да, она множественна.
Кришнамурти: А разум - нет. Он не загрязнен. Он не может разделять себя
на 'мой разум' и 'ваш разум'. Он просто разум, и он неделим. И вот он
проистекает из источника энергии, которая разделилась.
Бом: Почему же она разделилась?
Кришнамурти: В силу физических причин, для удобст-ва...
Бом: Чтобы поддерживать физическое существование. И часть разума должна
быть изменена таким образом, чтобы она могла способствовать поддержанию
физического сущес-твования.
Кришнамурти: Да.
Бом: И она развилась особым образом.
Кришнамурти: И продолжает идти в этом направлении. Обе части - суть
энергия. Существует только одна энергия.
Бом: Да, это различные формы энергии. Этому много аналогий, хотя в
гораздо более ограниченном масштабе. В физике мы можем сказать, что свет
обычно представляет собой весьма сложное волновое движение, но в лазере
можно сделать так, что эти волны будут двигаться все вместе очень просто и
гармонично.
Кришнамурти: Да, я читал о лазере. Какие чудовищные вещи собираются
делать с его помощью!
Бом: Да, используя его для разрушения. Мысль может найти нечто
полезное, но затем это полезное всегда используется более широко и
становится разрушительным.
Кришнамурти: Итак, существует одна-единственная энергия, которая и
является источником.
Бом: Можно сказать, что энергия есть род движения?
Кришнамурти: Нет, это просто энергия. В тот момент, когда она
оказывается движением, она и попадает в это поле мысли.
Бом: Мы должны внести ясность в понятие энергии. Это слово я также
проверил в словаре, в основе его -- понятие работы. 'Энергия' означает
'работать внутри'.
Кришнамурти: Да, 'работать внутри'.
Бом: Теперь вы говорите, что существует энергия, кото-рая производит
работу, но не движение.
Кришнамурти: Да. Я думал об этом вчера, не думал, а понял, что источник
существует - не подверженный загряз-нению, пребывающий вне движения,
недоступный для мысли. Он есть. И от него происходят эти две формы. Почему
они вообще появились?
Бом: Одна была необходима, чтобы выжить. Кришнамурти: Это и все. При
выживании этот источник, во всей его целостности, во всей полноте был
подвергнут отрицанию или отброшен. Вот это я и пытаюсь понять, сэр. Как
человек, живущий в этом мире, со всем его хаосом и страданием, я хочу
выяснить, может ли человеческий