Когда оно не направляется разумом.
Кришнамурти: А оно не направляется разумом при том образе жизни,
который мы все ведем.
Бом: Это следствие того, о чем мы только что говорили.
Кришнамурти: Это фрагментарная деятельность, это не деятельность
целого. Деятельность целого есть разум.
Бом: Разуму также необходимо понимать деятельность мысли.
Кришнамурти: Да, мы говорили об этом.
Бом: Не хотели бы вы сказать, что когда разум понимает деятельность
мысли, мысль в своих действиях является иной?
Кришнамурти: Да, очевидно. Например, когда мысль создала национализм
как средство безопасности, а затем человек увидел его ложность, само
понимание этой ложности есть разум. Тогда мысль создает мир иного порядка, в
котором национализма не существует.
Бом: Да.
Кришнамурти: Не существует также разделения, войны, конфликта и всего
прочего.
Бом: Это очень ясно. Разум видит ложный характер того, что происходит.
Когда мысль свободна от этой лжи, она становится иной. Тогда она начинает
двигаться параллельно разуму.
Кришнамурти: Верно.
Бом: Иными словами, начинает осуществлять то, что подразумевается
разумом.
Кришнамурти: Поэтому мысль оказывается на месте.
Бом: Это очень интересно. Потому что на деле мысль никогда не
контролируется, не управляется разумом, мысль всегда движется
самостоятельно. Но в свете разума, когда видна ложность, мысль движется
параллельно разуму, в гармонии с ним.
Кришнамурти: Это верно.
Бом: Ничто не может заставлять мысль действовать каким-то образом, и
это как бы подсказывает предположе-ние, что разум и мысль имеют общий
источник или общую субстанцию, и что они представляют собой два способа
привлечь внимание к более великому целому.
Кришнамурти: Да. Можно видеть, как в политической, религиозной,
психологической сферах мысль создала мир ужасающих противоречий, разобщения,
и разум, который является результатом этой путаницы, старается потом
уста-новить порядок в таком беспорядке. Это не тот разум, который видит
ложность всего этого. Не знаю, достаточно ли ясно я выражаюсь. Понимаете,
можно быть чрезвычайно умным человеком и в то же время хаотичным.
Бом: Да, в некоторых отношениях.
Кришнамурти: Именно это происходит в мире.
Бом: Но я полагаю, что в данный момент понять это довольно трудно. Вы
можете сказать, что в некоторой огра-ниченной сфере разум как-будто способен
действовать, а вне ее пределов -- не способен.
Кришнамурти: В конце концов, нас интересует жизнь, а не теории. Нас
интересует жизнь, в которой действует разум. Разум, который не от времени,
который вне измерений, который не является продуктом или движением мысли, не
принадлежит порядку мысли. И вот человек хочет, чтобы его жизнь была иной.
Он во власти мысли, а мысль его всегда функционирует в измерении, в
сравнении, в конфликте. Он спрашивает: 'Как мне освободиться от всего этого,
чтобы
быть разумным?', то есть 'Как может 'я', личность быть орудием этого
разума? '.
Бом: Очевидно, она не может быть им.
Кришнамурти: Вот в этом-то и дело!
Бом: Потому что эта мысль во времени и составляет сущность
неразумности.
Кришнамурти: Но человек все время мыслит в подобных терминах.
Бом: Да. Это значит, что мысль проецирует в некотором роде
фантастические представления о том, чем является разум, и старается
осуществить свою фантазию.
Кришнамурти: Поэтому я сказал бы, что для пробужде-ния разума мысль
должна быть полностью спокойна. Движе-ние мысли исключает пробуждение
разума.
Бом: На определенном уровне это ясно. Мы считаем, что мысль
действительно механична, и можем это видеть на данном, конкретном уровне --
но, тем не менее, эта механич-ность мысли все же продолжается.
Кришнамурти: Продолжается, да,...
Бом: ... в инстинктах, в удовольствиях, страхе и так далее. Разуму
необходимо хорошо разобраться в этом вопросе удовольствия, страхов, желаний,
которые создают непрерыв-ность мысли.
Кришнамурти: Да.
Бом: И всегда тут ловушка: это наша идея или образ, которые всегда
являются неполными.
Кришнамурти: Поэтому как человек я занялся бы только этим центральным
вопросом. Я знаю, насколько жизнь запутанна, противоречива, дисгармонична.
Возможно ли изменить