их ум буквально кишит внутренними противоречиями;
поэтому все добро, которое они могут сделать, в конечном счете даст плоды
зла. То, что я говорю, может быть, не понравится вам, но таковы факты.
Внутреннее противоречие вызывает к жизни действие, и в этом состоянии
внутреннего противоречия вы действуете с чрезвычайной энергией, и общество,
которое также находится в состоянии внутреннего противоречия, одобряет ваши
действия. Вы не нравитесь себе таким, как вы есть, потому вы хотите стать
другим, чем вы есть в соответствии с вашим идеалом.
Не спрашивайте: 'Как же избавиться от внутренних противоречий?' - это в
высшей степени глупый вопрос. Вы должны только видеть, что вы целиком
уловлены внутренним противоречием. Этого совершенно достаточно, потому что в
тот момент когда вы полностью осознаете противоречие внутри вас, это
осознание порождает энергию, освобождающую от противоречий. Осознание
действительности, подобно осознанию опасности, порождает свою собственную
энергию, которая, в свою очередь, вызывает к жизни действие без
противоречия.
Как возможно понять противоречие - именно понять, а не превзойти,
подавить или сублимировать? Если вы хотите понять что-либо, в вашем сердце
должна быть любовь, терпение, настойчивость, благожелательность, симпатия.
Вооружившись этими качествами, попробуем понять, что такое сознание.
Сознание, без сомнения, основано на противоречии, оно представляет
собой процесс соотнесения и образования ассоциаций. Без соотнесения сознание
не существует. Соотнесение идей, ассоциаций накопленного опыта, сознательно
или бессознательно приобретенных воспоминаний, расовых инстинктов,
унаследованных традиций, бесчисленных влияний, которым мы подвержены, - все
это составляет сознание с его нескончаемыми усилиями, которые определяют
границы ума; это путь мысли, создающий центр и периферию. Противоречия и
возникающие с ними усилия ограничивают ум, и это ограниченное сознание
образует 'Я' - 'я' инженера, 'я' изобретателя, учителя, бизнесмена, 'я',
связанное с мыслью, опытом, сознанием.
Связывающий нас опыт, влияния, традиции могут быть осознанными либо
проявляться бессознательно. Большинство из нас, вероятно, не знает всех
связывающих нас влияний, и если вы начнете изучать самого себя, неизбежно
увидите, что ваши сознательные и бессознательные конфликты, вызывающие сны и
различные психологические состояния, являются результатом глубокого
внутреннего противоречия.
Внутреннее противоречие не способствует пониманию, оно порождает только
хитрость, помогает приспосабливаться к окружению. Именно к этому и стремится
большинство из нас. Действие, порождаемое внутренним противоречием, как бы
заманчиво оно ни выглядело на поверхности, в конечном счете ведет к
несчастью. На поверхности вы можете делать добро, но в конечном счете вы
только усугубляете несчастья.
Если вы видите, что всякое действие, рожденное внутренним противоречием
и связанной с ним напряженностью, неизбежно приводит к несчастьям человека в
его отношениях с окружающим миром, вы начинаете спрашивать: 'Что же в таком
случае представляет собой разумное существо, его действие? Если такое
действие существует, какова же его природа?' Это движение, не разделенное на
идею и действие. Когда вы чувствуете что-либо очень сильно, вы действуете не
рассчитывая, без хитрых доводов интеллекта, без размышлений о том, насколько
опасно действие. Из этого чистого чувства рождается действие, не являющееся
внутренне противоречивым.
Когда вы любите что-либо всем своим существом, - внутреннего
противоречия нет. Но большинство из нас не знает этой полноты любви. Мы
делим любовь на плотскую и духовную, святую и нечестивую, мы не знаем любви
как цельного чувства, как любви полноты бытия, которая не от прошлого и не
от будущего, которая не заинтересована в собственной непрерывности. Это
чувство всеобъемлюще, у него нет пределов, нет границ, и это чувство и