Джидду Кришнамурти

Бомбейские беседы

этом. По всей вероятности вы отгораживались от него, говоря себе, что это

ужасный шум, и он вам мешает. Но если вы способны слушать, для вас не будет

различия между шумом и человеческой речью, потому что подлинное внимание

предполагает ясность и полноту охвата, без какой-либо исключительности.

Я собираюсь затронуть проблему внутреннего противоречия. Почему

существуют внутренние противоречия, и должны ли мы постоянно выносить их?

Или же есть возможность их понимания и выхода за их пределы?

Внутреннее противоречие связано с усилием. Вся наша жизнь основана на

усилии. Со школьной скамьи до самой смерти мы непрерывно делаем усилия и

боремся, и боремся, и боремся.

Я считаю такую жизнь совершенно бесполезной, тщетной, не заслуживающей

названия жизни. Не говорите: 'Усилие и конфликт неизбежны, они составляют

часть человеческой природы'; если вы говорите это - вы перестали слушать, вы

перестали спрашивать. Не принимайте слепо ничего - ни того, что я говорю

сейчас, и вообще ничего на свете, потому что жизнь не имеет ничего общего с

простым принятием или отрицанием. Жизнь нужно жить, ее нужно чувствовать и

понимать. Если вы просто принимаете или отрицаете, вы забаррикадировали свой

ум, вы перестали чувствовать, жить.

Когда вас спрашивают, почему вы должны делать усилия, вы отвечаете:

'Если я не буду делать усилия, общество разорвет меня на части. Если я не

подчинюсь дисциплине, я потеряю свое место'. и т.д. Всю свою жизнь вы

делаете усилия и никогда не спрашиваете себя 'почему?', а в конце концов

после многих лет усилий и борьбы что вы представляете собой? Бесполезное

существо, иссушенное, лишенное трудоспособности, не имеющее никакой цены.

Итак, в чем же причина неустанных усилий, которые вы делаете?

Когда вы спрашиваете о причине, одного лишь словесного определения,

которое является формой умозаключения, недостаточно. Вы должны его

прочувствовать. Есть интеллект и есть чистое чувство любви, благородные

эмоции. Интеллект рассуждает, рассчитывает, взвешивает, уравновешивает. Он

спрашивает: 'Какую это имеет ценность? Даст ли мне это выгоду?' С другой

стороны, есть чистое чувство - необыкновенное чувство, возникающее при виде

неба, вашего соседа, вашей жены или мужа, вашего ребенка, красоты дерева,

всего необъятного мира и т.д. Когда интеллект соединяют с чувством - это

смерть. Понятно ли вам это? Когда чистое чувство искажается интеллектом,

возникает посредственность. Именно так и поступает большинство из нас. Наша

жизнь является посредственной потому, что мы всегда рассчитываем, спрашиваем

себя, какую выгоду мы извлечем, какую это имеет ценность, и не только в мире

денег, но и в так называемом духовном мире: 'Если я сделаю это, получу ли я

то?'

Итак, в чем же причина усилий, которые мы непрерывно делаем? Без

сомнения, этой причиной является внутреннее противоречие. Имеются

противоречия в нашем мышлении, в нашей жизни, в самом нашем существовании, а

там, где есть противоречие, неизбежно возникает усилие - усилие быть чем-то.

Противоречия существуют как в малых, так и в больших вещах. Различные наши

желания противоречивы; имеются противоречия между тем, что, как я считаю, я

должен из себя представлять. Это противоречие усиливается нашими идеалами.

Если имеется идеал, внутреннее противоречие неизбежно. Пока есть внутреннее

противоречие, всякое действие оказывается искаженным. Так называемые

'хорошие' поступки являются злом, если их производить в неправильном

направлении, а 'хорошие' действия ума, находящегося в противоречии с самим

собой, неизбежно ведут к несчастью. Внутреннее противоречие существует

потому, что мы хотим чего-либо или стать кем-либо. Не говорите: 'В таком

случае я не должен становиться кем-либо!', проблема не в этом. Нужно просто

видеть, что связано с вашим становлением - этого совершенно достаточно.

Пока внутри вас есть противоречие, вы никогда не создадите мира, в

котором люди будут счастливы. Все ваши вожди и учителя воспитаны в этой

традиции становления,