живет и изменяется, оно не
статично. И когда ум, статичный от накопленного знания, приближается к этому
живому 'Я', он либо говорит: 'Я не должен быть таким' и пытается что-то
изменить, либо говорит: 'Да, это я, но что я могу сделать?' Это отрицание
или принятие, основанное на знании, становится привычкой. В то же время
движение познавания является активным настоящим - это процесс новых и новых
открытий: узнавания себя в каждый момент. Видите ли вы это различие?
Вы говорите: 'Я знаю свою жену.' Но так ли это? Вы имеете в виду, что у
вас есть ее образ, основанный на определенных идеях, на том, что вы узнали,
что вы наблюдали. Итак, что же произошло? Вы превратили ваше знание в
привычку, и вы говорите: 'Я знаю свою жену'. Я прошу вас исследовать это.
Можете ли вы когда-либо сказать, что знаете живого человека, непрерывно, как
и вы сами, изменяющегося, полного тревог, страхов, неуверенности? Вы можете
сказать, что знаете, как управлять дизелем, или что такое поршень, или как
работает реактивный двигатель, потому что все это механистические вещи. Но
вы сводите все свои отношения с людьми, с природой, с идеями к
механистическим привычкам, потому что для вас очень удобно так жить, так вам
гораздо меньше беспокойств. Вы говорите: 'Я знаю свою жену' - и относите ее
тем самым к категории механистических вещей. Точно также, когда вы говорите:
'Я знаю себя', у вас есть знания о себе, которые превратились в образец или
привычку мышления. Но если вы действительно видите значение слова
'познавание', предполагающего активное настоящее, которое включает прошлое и
будущее, то вы никогда не будете осуждать или просто принимать то, что есть.
Я пытаюсь передать вам нечто, о чем вы никогда не думали, и именно
здесь и заключена трудность. Коммуникация всегда трудна, но особенно, когда
пытаешься сказать что-либо такое, о чем думали лишь немногие. Без сомнения,
вы что-то узнаете, не правда ли? Слушая, вы узнаете. Это не просто собирание
слов с тем, чтобы обдумать их позже и извлечь из них урок, которому нужно
учиться. Узнавание - активный процесс. Вы узнаете, слушая, вы не
накапливаете знания.
Если вы хотите узнать любовь, понять ее значение, вы не можете подойти
к ней со словами 'У меня есть опыт любви, и я знаю, что такое любовь',
потому что любовь не является неподвижной. Ум пытается превратить любовь в
привычку, свести ее к памяти, и таким образом уничтожить любовь. Вы не
можете приобрести знание о любви. Любовь живая, динамичная, вы можете только
жить в ней, узнавать о ней новое в каждый новый момент, и поэтому никогда не
будет минуты, в которую вы могли бы сказать: 'Я знаю, что такое любовь'.
Такая познанная любовь мертва. Воспоминания о любви - холодный пепел, они не
имеют никакого значения.
Точно таже ум может быть в движении познавания самого себя. В этом
движении нет наблюдателя, нет цензора и поэтому нет противоречия, нет усилия
быть или стать кем-то, поэтому в нем имеется живое понимание ума таким,
каков он есть на самом деле. В этом движении нет атмана, нет цензора,
который выбирает, нет приближения к образцу, создавшему авторитет. Понятно
ли вам это? Одним ударом вы отбрасываете всю эту чепуху, поэтому вы
освобождаете ум от усилия, от конфликта. Имеется осознание без выбора. Ум
находится в состоянии познавания, бытия, являющегося активным настоящим.
Ваша трудность в том, что лишь немногие из вас действительно осознавали
все это. По всей вероятности, вы взволнованы и загипнотизированы моими
словами. Но здесь очень точное мышление, необходима ясность, необходима
простота, у вас может быть эта ясность, это простота с ее необычайной
жизненностью, только когда вы начинаете понимать, что есть только движение
познавания. Все установившееся знание о себе - это чисто механистическая
привычка, создающая цензора, отсюда и возникает противоречие, конфликт. В
движении же познавания ум обращается к самому себе, но не в терминах