Но есть еще значительно более глубокая скорбь, которая приходит, когда
вы осознаете свое одиночество, изолированность. Вы можете быть среди людей,
в толпе, на званом вечере, вы можете разговаривать со своей женой или мужем,
но внезапно вы почувствуете неизмеримое одиночество, появляется чувство
полной изолированности, несущее с собой скорбь. Имеется также скорбь,
связанная с болезнью.
Большинство из нас хочет избежать скорби. Мы не хотим понять скорбь, мы
не хотим посмотреть на скорбь, мы не говорим: 'Каково значение скорби?' Нас
интересует только, как убежать от скорби. Это бегство не является
неестественным, это инстинктивное движение желания, но мы считаем его
неизбежным, и поэтому бегство от скорби становится для нас гораздо более
важным, чем сам факт скорби. Убегая от скорби, мы улавливаемся мифами,
символами, поэтому никогда не пытаемся исследовать, возможен ли конец
скорби.
В конце концов жизнь ставит перед нами все новые и новые проблемы.
Ежеминутно от жизни исходят вызовы, требования, и если ответ неадекватен,
неадекватность ответа вызывает горечь и разочарования. Именно поэтому для
большинства из нас стали так важны разные формы бегства.
Если я не могу разрешить свои проблемы здесь, на Земле, что же, я
всегда могу надеяться на загробную жизнь. Если я не могу покончить со
скорбью, я попытаюсь забыть ее в развлечениях, если мой ум несколько
серьезнее, я обращаюсь к книгам, к приобретению знаний. Мы убегаем от скорби
также с помощью переедания, непрерывной болтовни, ссор или погружаясь в
глубокую меланхолию.
Это все разные способы, как убежать от скорби; они становятся для нас
чрезвычайно важными, и мы даже боремся друг с другом из-за некоторых из них
- ваша религия и моя религия, ваша идеология и моя идеология, ваш ритуализм
и мой ритуализм.
Я прошу вас понаблюдать за собой, а не быть загипнотизированным моими
словами. В конечном счете то, что я говорю - это не абстрактная теория, это
ваша ежедневная жизнь. Я описываю ее, но я прошу вас не ограничиваться
выслушиванием моего описания. Через это описание осознайте себя сами, и вы
увидите, что ваша жизнь уловлена различными способами бегства. Поэтому так
важно посмотреть на факт, исследовать, понять, глубоко проникнуть в то, что
есть, ибо то, что есть - это вне времени, вне будущего. То, что есть -
вечно. То, что есть - это жизнь, то, что есть - это смерть, то, что есть -
это любовь, без успехов и разочарований. Все эти факты - истинная
реальность. Но уму, вскормленному, воспитанному на различных дорогах
бегства, необычайно трудно посмотреть на то, что есть, поэтому такой ум
посвящает годы изучению символов и мифов, о которых написано столько толстых
книг, или погрязает в ритуале, в применении какого-либо метода, системы,
дисциплины.
Важно наблюдать факт, а не цепляться за различные мнения об этом факте,
не говорить только о символе, репрезентующем факт. Понятно ли вам это?
Символ - это слово. Возьмите смерть. Слово 'смерть' - символ, используемый
для того, чтобы передать все, связанное с данным фактом: страх, скорбь,
необычайное чувство одиночества, пустота, умаленность, изолированность,
глубокое и непроходящее разочарование. Все мы знаем слово 'смерть', но лишь
немногие из нас видят все, что связано с фактом смерти. Мы почти никогда не
смотрим в лицо смерти и не понимаем необычайных вещей, связанных с нею. Мы
предпочитаем убегать от факта с помощью веры в загробную жизнь, или же мы
цепляемся за теорию перевоплощения душ. У нас есть эти успокоительные
объяснения, целая груда идей, убеждений и отрицаний, множество связанный с
ними символов и мифов. Я прошу вас понаблюдать за собою. Таковы факты.
Так же, как любовь невозможно культивировать, невозможно приобрести с
помощью дисциплины, скорбь нельзя уничтожить с помощью бегства, с помощью
церемоний и символов, с помощью благотворительной общественной деятельности,