Махариши Патанджали

Йога-сутра

деятельное инертное; его назначение

приобретение опыта и освобождение [испытывающего].

19. Состояние качества суть: определенное, неопределенное, только

намеченное и лишенное признаков.

20. Зрящий есть только разум и, хотя чист, видит сквозь окраску

сознания.

21. Природа испытываемого - для него.

22. Хотя разрушается для того, кто достиг цели, она, однако, не

уничтожается, оставаясь присущею другим.

23. Слияние есть причина осуществления природы обоих сил, как

испытываемого, так и его владыки.

24. Неведение - его причина.

25. При отсутствии этого [неведения] бывает отсутствие слияния,

которое и есть то, чего следует избегать; в этом независимость

зрящего.

26. Средство уничтожения неведения есть непрерывное упражнение в

распознании.

27. Знание ее принадлежит самокритичному основанию.

28. С уничтожением посредством упражнения в различных частях йога

нечистоты, знание становится озаренным до распознавания.

29. Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, Дхиана,

Самадхи суть органы йоги.

30. Непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого,

воздержание и неприятие подарков называется Яма.

31. Эти, ненарушаемые временем упражнения должны быть производимы

каждым мужчиной, женщиной, ребенком, каждой душой, независимо от

страны и положения, составляют нияму.

32. Внутреннее и наружное очищение, самообуздание, довольство,

подчинение страстей, изученной самоотречение.

33. Для заграждения доступа мыслям, враждебным йоге, должны быть

вызваны противоположные мысли.

34. Препятствия к йоге суть убийство и прочие совершения,

вызванные и одобренные вследствие алчности, гнева или неведения, будут

ли они слабые, средние или значительные. Способ устранить их - думать

о противоположном.

35. В присутствии утвердившегося в непричинении вреда

прекращается всякая вражда [в других].

36. Утверждением в правдивости йог приобретает силу пользоваться

для себя и других плодами дел без их совершения.

37. Утверждением в неприсвоении чужого все богатства достигаются

йогом.

38. Утверждением в воздержании приобретается энергия.

39. Утвердившись в неприятии подарков, йог получает воспоминание

о прошедшей жизни.

40. С утверждением внутренней и наружной чистоты возникает

отвращение к собственному телу и несообщение с другими телами.

41. Возникает также очищение Саттвы, веселое расположение духа,

сосредоточенность, победа над чувственностью и способность

самопознания.

42. Из довольства происходит высшее счастье.

43. Следствием самообуздания является смирение органов чувств и

тела через уничтожение нечистоты.

44. Повторением мантрама достигается восприятие призываемого

божества.

45. Принесением всего в жертву Ишвары достигается Самадхи.

46. Положение тела есть то, которое твердо и приятно.

47. Путем легкого усилия и размышления о беспредельном [положение

тела становится твердым и приятным].

48. Раз овладели сидением, противоположности перестали мешать.

49. Затем следует упражнение движением вдыхания и выдыхания.

50. Ее видоизменения бывают наружные, внутренние или неподвижные,

определяемые местом, временем и числом, продолжительные или короткие.

51. Четвертым есть подчинение Праны, направление ее на внутренние

или внешние предметы.

52. Этим ослабляется заслонение света Читты.

53. Сознание становится способным к Дхаране.

54. Сосредоточение органов производится посредством отречения от

соответствующих им предметов и принятия формы материи - сознания.


Глава третья. О СИЛАХ


1. Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь предмете.

2. Непрерывное течение познавания этого предмета есть Дхьяна.

3. Когда оно, отвергая все образы, отражает только смысл. Это

называется Самадхи.

4. [Эти] три [когда в них упражняются] по отношению к одному

предмету составляют