на дружелюбии и других [чувствах
возникают] силы [дружелюбия и прочих чувств].
24. [Благодаря санъяме] на силах [возникают] сила слона и прочие
[силы].
25. Благодаря направленности света деятельности [манаса
возникает] знание тонких, скрытых и удаленных [объектов].
26. Благодаря санъяме на Солнце [возникает] знание Вселенной.
27. [Благодаря санъяме] на Луне [появляется] знание расположения
звезд.
28. [Благодаря санъяме] на Полярной звезде [появляется] знание их
движения.
29. [Благодаря санъяме] на пупочной чакре [появляется] знание
строения тела.
30. [Благодаря санъяме] на гортани устраняются голод и жажда.
31. [Благодаря санъяме] на черепаховой трубке [достигается]
неподвижность.
32. [Благодаря санъяме] на свете в голове [возникает] видение
сиддхов.
33. А благодаря интуитивному озарению [наступает] все [ведение].
34. [При санъяме] на сердце [достигается] постижение сознания.
35. Опыт есть акт (или содержание) сознания, в котором
отсутствует различение саттвы и Пуруши, абсолютно не смешивающихся
[друг с другом], поскольку [саттва определяется] свойством быть
объектом для другого. Благодаря санъяме [на том, что существует] для
собственной цели, [возникает] знание Пуруши.
36. Из него возникает [интуитивное] провидение [и паранормальные
способности] слуха, осязания, вкуса и обоняния.
37. Они являются препятствиями при [йогическом] сосредоточении и
[магическими] 'совершенствами' при пробужденном [состоянии сознания].
38. Вследствие ослабления причины зависимости и постижения образа
действия сознания [становится возможным] его вхождение в другое тело.
39. Вследствие подчинения уданы преодолеваются [такие]
препятствия, как вода, трясина, колючки и тому подобное, а также
[появляется способность] восхождения [на небо после смерти].
40. Вследствие подчинения саманы [возникает] яркое свечение.
41. Благодаря санъяме на связи между органом слуха и акашей
[возникает] божественное слышание.
42. Благодаря санъяме на связи между телом и акашей или
вследствие сосредоточения [сознания] на легкости, [как у ваты,
возникает способность] передвижения в акаше.
43. Реальная деятельность [сознания] вне [тела называется]
Великой бестелесной; благодаря ей устраняется препятствие для света.
44. Благодаря санъяме на грубом, на собственной форме, на тонком,
на присущем и на целеполагании [возникает способность] подчинения себе
'[великих] элементов'.
45. Как следствие этого - появление [способности] уменьшаться до
размера атома и прочего, телесное совершенство и отсутствие
противодействия со стороны свойств ['великих элементов'].
46. Телесное совершенство - красота, приятность, сила и твердость
алмаза.
47. Как следствие санъямы относительно восприятия, собственной
сущности, самости, присущности и целеполагания [у йогина
вырабатывается] подчинение органов чувств.
48. А отсюда - быстрота, как у разума, бессубстратный опыт и
господство над первопричиной.
49. Способность абсолютного господства над всеми формами
существования и способность всеведения [возникает] только у того, кто
обладает знанием различия между саттвой и Пурушей.
50. Как результат полного бесстрастия даже по отношению к этой
[способности], когда разрушены семена [всех] дефектов, [возникает]
абсолютное разъединение.
51. В случае приглашения от [существ], находящихся на [более
высоких] ступенях [бытия, йогин не должен испытывать] ни тщеславия, ни
радости, так как нежелательная привязанность [может появиться] вновь.
52. Благодаря санъяме на моментах и их последовательности
[возникает] знание, порожденное различием.
53. Благодаря ему [достигается истинное] знание двух
тождественных [объектов], когда нельзя установить их различие
относительно родовой характеристики, свойств и положения в