со страданием.
9. Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого.
10. Эти [аффекты] в 'тонком' состоянии устраняются при
свертывании [деятельности сознания].
11. Их функционирование должно быть устранено посредством
йогического созерцания.
12. Скрытая потенция кармы, имеющая [своим] корнем аффекты, может
ощущаться [как] в видимых, [так и] в невидимых [формах] рождения.
13. При наличии корня созревание [скрытой потенции кармы
обусловливает] форму существования, продолжительность жизни и
жизненный опыт.
14. Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют
[своим] результатом наслаждение [или] страдание.
15. Поистине, для мудрого все есть страдание - из-за
подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых]
впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.
16. Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть
устранено.
17. Соединение видящего и видимого есть причина того, что должно
быть устранено.
18. Видимое обладает природой ясности, деятельности и инерции,
[оно] по своей сути - '[великие] элементы' и органы чувств и имеет
объектом опыт и освобождение.
19. Специфическое, неспецифическое, только признак и отсутствие
признака суть формы [развертывания] гун.
20. Зритель есть не что иное, как способность видения; хотя и
чистый, [он] воспринимает [все] содержание сознания.
21. Сущность видимого [состоит в том, чтобы служить] его цели.
22. Хотя оно исчезло для того, кто осуществил [свою] цель, но не
исчезло для других - в силу свойства быть общим.
23. Соединение есть причина постижения внутренней сущности [того,
что есть] способность быть собственностью и способность быть
господином.
24. Его причина - неведение.
25. Избавление есть отсутствие соединения вследствие отсутствия
[неведения]; это - абсолютная обособленность Видящего.
26. Средство избавления - неколебимое различающее постижение.
27. Его мудрость предельного уровня - семи видов.
28. При устранении нечистоты вследствие применения
[вспомогательных] средств йоги свет знания [распространяется] до
различающего постижения.
29. Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний,
[йогические] позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств],
концентрация [на объекте], созерцание и сосредоточение - [таковы]
восемь средств [осуществления] йоги.
30. Самоконтроль - [это] ненасилие, правдивость, честность,
воздержание и неприятие даров.
31. [Они] не ограниченные кастой, местом, временем и
обстоятельствами, то есть будучи универсальными, [называются] 'Великий
обет'.
32. Соблюдение [религиозных] предписаний - [это] чистота,
удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.
33. Ложные помыслы [служат] препятствием, [следует] развивать их
противоположности.
34. Ложные помыслы о насилии и прочем - совершенном, побужденном
к совершению [или] одобренном, - возникшие вследствие жадности, гнева
[или] заблуждения, [бывают] слабыми, средними и сильными [и имеют
своими] неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому
[необходимо] культивировать их противоположности.
35. При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии
исчезает враждебность.
36. При утверждении в истине действие и результат становятся
зависимыми [от него].
37. При утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются [к
йогину].
38. При утверждении в воздержании [происходит] обретение энергии.
39. При твердости в неприятии даров [возникает] полное
просветление относительно [всех] 'почему', связанных с рождением.
40. Благодаря чистоте [возникает] отвращение к собственному телу
и нежелание контакта с другими.
41. Чистота саттвы, ментальное удовлетворение, концентрация