Махариши Патанджали

Йога-сутра

со страданием.

9. Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого.

10. Эти [аффекты] в 'тонком' состоянии устраняются при

свертывании [деятельности сознания].

11. Их функционирование должно быть устранено посредством

йогического созерцания.

12. Скрытая потенция кармы, имеющая [своим] корнем аффекты, может

ощущаться [как] в видимых, [так и] в невидимых [формах] рождения.

13. При наличии корня созревание [скрытой потенции кармы

обусловливает] форму существования, продолжительность жизни и

жизненный опыт.

14. Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют

[своим] результатом наслаждение [или] страдание.

15. Поистине, для мудрого все есть страдание - из-за

подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых]

впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.

16. Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть

устранено.

17. Соединение видящего и видимого есть причина того, что должно

быть устранено.

18. Видимое обладает природой ясности, деятельности и инерции,

[оно] по своей сути - '[великие] элементы' и органы чувств и имеет

объектом опыт и освобождение.

19. Специфическое, неспецифическое, только признак и отсутствие

признака суть формы [развертывания] гун.

20. Зритель есть не что иное, как способность видения; хотя и

чистый, [он] воспринимает [все] содержание сознания.

21. Сущность видимого [состоит в том, чтобы служить] его цели.

22. Хотя оно исчезло для того, кто осуществил [свою] цель, но не

исчезло для других - в силу свойства быть общим.

23. Соединение есть причина постижения внутренней сущности [того,

что есть] способность быть собственностью и способность быть

господином.

24. Его причина - неведение.

25. Избавление есть отсутствие соединения вследствие отсутствия

[неведения]; это - абсолютная обособленность Видящего.

26. Средство избавления - неколебимое различающее постижение.

27. Его мудрость предельного уровня - семи видов.

28. При устранении нечистоты вследствие применения

[вспомогательных] средств йоги свет знания [распространяется] до

различающего постижения.

29. Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний,

[йогические] позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств],

концентрация [на объекте], созерцание и сосредоточение - [таковы]

восемь средств [осуществления] йоги.

30. Самоконтроль - [это] ненасилие, правдивость, честность,

воздержание и неприятие даров.

31. [Они] не ограниченные кастой, местом, временем и

обстоятельствами, то есть будучи универсальными, [называются] 'Великий

обет'.

32. Соблюдение [религиозных] предписаний - [это] чистота,

удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.

33. Ложные помыслы [служат] препятствием, [следует] развивать их

противоположности.

34. Ложные помыслы о насилии и прочем - совершенном, побужденном

к совершению [или] одобренном, - возникшие вследствие жадности, гнева

[или] заблуждения, [бывают] слабыми, средними и сильными [и имеют

своими] неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому

[необходимо] культивировать их противоположности.

35. При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии

исчезает враждебность.

36. При утверждении в истине действие и результат становятся

зависимыми [от него].

37. При утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются [к

йогину].

38. При утверждении в воздержании [происходит] обретение энергии.

39. При твердости в неприятии даров [возникает] полное

просветление относительно [всех] 'почему', связанных с рождением.

40. Благодаря чистоте [возникает] отвращение к собственному телу

и нежелание контакта с другими.

41. Чистота саттвы, ментальное удовлетворение, концентрация

[сознания], контроль органов чувств и способности