Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 2)

мое желание

пойти в сад,--весело сказал Лютер. Он выдвинул из письменного стола

большой ящик, набитый сотнями путеводителей.

--Смотрите,--сказал он,--вот как я путешествую. Прикованный к одному

месту растениями и перепиской, я удовлетворяю свое желание

познакомиься с чужими странами, разглядывая иногда эти картинки.

Ммой автомобиль стоял у ворот дома. Мы поехали по улицам небольшого

городка, сады которого украшали его сорта роз: Санта-Роза, Пичблой,

Бербанка.

Великий ученый получил посвящение крийа во время одного из моих ранних

посещений. 'Я практикую эту технику с усердием, свамиджи',--сказал мне

Лютер.

После многих продуманных вопросов, заданных мне о различных аспектах

йоги, Лютер медленно произнес: 'Действительно, Восток обладает

огромными запасами таких знаний, которые на Западе едва лишь начали

исследовать'.

Интимное общение с природой, которая открыла ему множество своих

ревниво охраняемых тайн, взрастило в нем безграничное духовное

почтение.--Иногда я ощущаю чрезвычайную близость к Бесконечной

Силе--произнес он застенчиво. Его чувствительное, прекрасно изваянное

лицо светилось воспоминаниями.--Тогда я могу исцелять окружающих меня

больных людей, равно как и многие больные растения.

Он рассказывал мне о своей матери, искренней христианке. 'После ее

смерти я долгое время ощущал ее благословенное присутствие в видениях,

и она говорила со мной'.

Мы неохотно вернулиь к дому и к тысяче писем, ждавших ответа.

--Лютер,--сказал я,--вскоре я начну издавать журнал, где будут

излагаться истины Запада и Востока. Помогите мне, пожалуйста, найти

подходящее название для этого журнала.

Мы некоторое время обсуждали различные названия и в конце концов

остановились на одном из них: 'Восток и Запад' /2/. Когда мы вновь

пришли в кабинет, Бербанк дал мне написанную им статью под заглавием

'Наука и цивилизация'.

--Она появится в первом же номере 'Востока и Запада',--сказал я с

благодарностью.

По мере того, как крепла наша дружба, я стал называть Бербанка 'мой

американский святой'. 'Се человек!--цитировал я часто,--в котором нет

лукавства'.

Его сердце было бездонно глубоким, давно привыкшим к смирению,

самопожертвованию и терпению. Небольшой дом Бербанка, окруженный

кустами роз, отличался суровой простотой: он понимал ничтожность

роскоши и радость владения немногим. Скромность, с которой он носил

свое научное имя, вновь и вновь напоминала мне деревья, которые низко

склоняются под бременем спелых плодов; это не приносящие плодов голые

стволы высоко поднимают свои верхушки в пустой похвальбе.

Я находился в Нью-Йорке, когда в 1926 году мой дорогой друг скончался.

В слеза я подумал: 'С какой радостью я пошел бы отсюда пешком до самой

Санта-Розы, чтобы еще раз увидеть его живым'. Запершись от секретарей

и посетителей, я провел двадцать четыре часа в уединении.

На следующий день я совершил ведический похоронный ритуал перед

большим портретом Лютера. Группа моих американских учеников,

облачившихся в индийские церемониальные одеяния, пела древние гимны во

время приношения цветов, воды и огня--символов телесных элементов и их

возвращения к Беспредельному источнику.

Хотя телесная форма Бербанка покоится в Санта-Розе под сенью

ливанского кедра, посаженного им самим много лет назад, его душа

взирает на меня из каждого цветка в его саду. 'Разве это не Лютер,

вернувшийся во всеобъемлющий дух Природы шепчет мне в ее ветрах или

улыбается в ее рассвета'.

Имя его перешло в разговорную речь. В 'Новом международном словаре'

Уэбстера глагол 'бербанкизировать' имеет смысл: 'Скрещивать растения,

прививать их. Отсюда иносказательно: улучшать (что-нибудь, например,

процесс или структуру), отбирая полезные качества и удаляя дурные или

прибавляя полезные свойства'.

--Мой любимый Бербанк,--произнес я в слезах, прочитав это

определение,--теперь самое твое имя стало синонимом доброго дела!

Автограф Лютера Бербанка

'22 декабря 1924 года

Я ознакомился с системой йогода свами Йогананды. На мой взгляд эта

система--идеальное средство для воспитания и создания гармонии между

физической, душевной и духовной природой человека. Целью свами

является создание 'школ жизни' во всем мире; таких школ, в которых

воспитание не будет ограничиваться лишь интеллектуальным развитием, а

будет охватывать также воспитание тела, воли и чувства.

Через систему йогода, вердущей к физическому и духовному раскрытию,

благодаря простым и нучным методам сосредоточения и медитации можно

разрешить большинство