в возвышении всей своей
жизни к Божественному.
Отход Запада от религии - т.е. уменьшение притязаний и требований
религии, приведшее Европу от религиозных взглядов средневековья через
Ренессанс и Реформацию к современным рационалистическим взглядам, сведение
сферы всех наших интересов к обычной земной жизни, наши напряженные усилия
реализовать себя согласно правилам, диктуемым низшими частями природы,
напрочь лишенными всякого духовного стремления, - был противоположной
ошибкой, другой крайностью, связанной с нашим невежеством и знаменующей
автоматический переход маятника от неверного утверждения к неверному
отрицанию. Это - заблуждение, поскольку совершенство нельзя обрести в
подобных границах и рамках; ибо они не охватывают всей полноты человеческого
существования и отрицают присущие ему глубочайшее стремление и
сокровеннейший импульс. Только свет исила высшего могут совершенным образом
направлять, возвышать и осуществлять низшее. Низшая жизнь человека не
божественна по форме, хотя и заключает в себе тайну божественного, и ее
можно обожествить только с обретением высшего закона и духовного озарения.
Но нетерпение, которое осуждает жизнь, теряет веру в нее или отказывается
участвовать в ее развитии, поскольку в данный момент она не божественна и не
пребывает в гармонии с жизнью духовной, является равным заблуждением, андхам
тамах. Бегущий от мира монах или просто аскет может, конечно, найти в такой
позиции индивидуальное, сугубо личное спасение, духовную компенсацию за свое
отречение и Тапасью, как и материалист, следующий своим путем, исключающим
все другие, может найти соответствующее вознаграждение за свою энергию и
сосредоточенные поиски; но ни первый, ни второй не могут стать истинным
водителем человечества и его законодателем. Позиция монаха подразумевает
страх, отвращение, недоверие к жизни и ее стремлениям, а человек не может
мудро управлять такой сферой, к которой у него нет никакой любви и которую
он хочет свести к минимуму и подавить. Если бы управлять жизнью и
человеческим обществом был поставлен один лишь аскетический дух, то он мог
бы воспитать в них только готовность к самоотречению и отказу от своих
собственных стремлений. В своем водительстве аскетический дух может поначалу
терпимо относиться к низшим проявлениям жизненной природы человека, но
только для того, чтобы в конечном счете заставить их свести к минимуму свою
деятельность и прекратить ее. Но духовность, которая отделяет себя от жизни,
чтобы охватить ее всю целиком, не попав к ней в зависимость, не знает таких
ограничений. Образ духовного человека, способного направить человеческую
жизнь к совершенству, воплощен в древней индийской идее Риши - человека,
который в полной мере проживает человеческую жизнь и находит слова для
выражения супраинтеллектуальной, супраментальной, духовной истины. Он
поднимается над ограничениями низшей жизни и может смотреть на все вещи
сверху, но при этом он находится в жизни и способен видеть изнутри ее
движущие силы; он обладает совершенным внутренним знанием и высочайшим
духовным знанием. Поэтому он может направлять мир согласно человеческому
закону, как Бог направляет его согласно закону божественному, ибо, подобный
Божеству, такой человек пребывает в жизни мира и все же над ней.
Следовательно, именно в духовности, понимаемой в этом смысле, должны мы
искать направляющий свет и закон гармонии, а в религии - только в той мере,
в какой она отождествляет себя с духовностью. Пока религия не достигает
этого уровня, она остается не более чем одной из сфер человеческой
деятельности, одной силой среди прочих, и не может в полной мере управлять
другими сферами деятельности и силами, даже если будет признана самой важной
и самой могучей из них. Если религия постоянно стремится загнать все прочие
силы в жесткие рамки вероисповедания, неизменного закона, отдельной системы,
она должна приготовиться к тому, что эти силы восстанут против ее власти.
Они, конечно, могут какое-то время терпеть давление религии и извлекать из
этого значительную пользу, но в конечном счете, согласно закону своего
существования, неизбежно начнут стремиться к более свободной деятельности и
беспрепятственному развитию. Духовность уважает свободу человеческой души,
поскольку сама реализуется через