именно в этом. Церкви и
вероисповедания, например, всеми силами препятствовали развитию философии и
науки, сожгли Джордано Бруно, заключили в тюрьму Галилея и занимали
настолько агрессивную позицию в отношении философии и науки, что тем
пришлось в порядке самозащиты наброситься на Религию и разрушить ее до
основания, чтобы расчистить пространство для законного своего развития. Все
произошло потому, что люди, ослепленные темными страстями своей витальной
природы, рассуждали следующим образом: поскольку религия связана с
определенными интеллектуальными представлениями о Боге и мире, которые не
выдерживают научной критики, значит, всякую науку следует истребить огнем и
мечом; научная и философская истина отвергалась ради сохранения религиозного
заблуждения. Мы видим также, что ограниченный религиозный дух зачастую
подавляет и обедняет радость и красоту жизни - либо в силу нетерпимого
аскетизма, либо, если говорить о пуританском подходе, из неспособности
понять, что религиозный ригоризм - это не вся религия, хотя, может быть, и
важная ее часть, не единственный путь этико-религиозного постижения Бога,
поскольку любовь, милосердие, мягкость, терпимость, доброта тоже (и даже
более) божественны, а пуритане забывали или никогда не знали, что Бог есть
не только чистота, но и любовь и красота. В политической жизни религия часто
принимала сторону власти и препятствовала приходу и осуществлению более
высоких политических идеалов, поскольку сама, в лице Церкви, находила
поддержку у власти и смешивала религию с Церковью или выступала за ложную
теократию, забывая о том, что истинная теократия есть царство Божие, а не
царство Папы, духовенства или сословия священнослужителей. Равным образом
религия часто поддерживала закостеневший и устаревший социальный строй,
поскольку полагала, что ее собственная жизнь зависит от различных форм
социальной жизни, с которыми она оказалась связанной на длинном отрезке
своей истории, и ошибочно заключала, что даже необходимые изменения этих
форм могут разрушить религию и угрожать ее существованию. Как будто такую
могучую внутреннюю силу, как религиозный дух в человеке, можно разрушить
чем-то столь незначительным, как изменение формы социальной жизни, или столь
внешним, как социальная перестройка! В этом заблуждении, во всем множестве
его проявлений, заключалась великая слабость религии прошлого - именно это
дало возможность и основание интеллектуальному разуму, эстетическому
чувству, социальному и политическому идеализму, даже этическому духу
человека восстать против религии, которая должна была выражать его
высочайшее стремление и закон.
Значит, в этом кроется единственная тайна расхождения между древним и
современным, восточным и западным идеалами, а также единственная возможность
их примирения. Оба идеала имеют под собой известные прочные основания, и
конфликт их проистекает из непонимания. С одной стороны, истинно то, что
религия должна играть главную роль в жизни, быть ее светом и законом - но
это должна быть подлинная религия, какой она и является по своей внутренней
сути, по основному закону существования, т.е. поиском Бога, культом
духовности, открытием глубочайших пластов жизни души пребыва-ющему в нас
Божеству, вечной Вездесущности. С другой стороны, истинно и то, что религия
- когда она отождествляет себя только лишь с вероисповеданием, культом,
Церковью, системой ритуальных формул - вполне может стать силой, тормозящей
развитие, а потому человеческий дух может восстать против нее, чтобы
освободить различные сферы жизни от ее влияния. У религии есть два аспекта:
истинная религия и религиозность. Истинная религия - это религия духовная,
которая стремится жить в духе, находящемся за пределами интеллекта, за
пределами эстетического, этического и практического существа человека, и
просвещать и направлять эти части нашего существа высшим светом и законом
духа. Религиозность же, напротив, укореняется в некой ограниченной
мистической экзальтации низших частей нашей природы или придает особое
значение интеллектуальным догмам, формулам и ритуалам, некому жестко
установленному моральному кодексу, некой религиозно-политической или
религиозно-социальной системе. Конечно, не стоит совсем уж пренебрегать
всеми этими