Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

и атеистическим извращением или же сказать, что

вызванное религией замедление развития, благочестивое невежество, статичное

состояние довольства или даже упорядоченный застой, исполненный святых

мыслей о Потустороннем, куда лучше, чем постоянная погоня за все большим

знанием, все большим умением, все большим счастьем, радостью и светом в этом

преходящем мире. Но широко мыслящий человек не может принять подобное

возражение; он обязан понимать, что до тех пор, пока человек не реализовал

божественное и идеальное в своей жизни (а вполне возможно, даже когда

реализовал, поскольку божественное есть бесконечное), именно прогресс, а не

состояние неподвижности является необходимым и желательным законом жизни.

Конечно, речь идет не о какой-то безумной погоне за новшествами, но о

постоянном движении ко все более полному раскрытию истины духа, мысли и

жизни не только в индивиде, но и в коллективе, в общественной деятельности,

в укладе, идеалах, характере, которые приобретает общество в своем

напряженном стремлении к совершенству. И он обязан понимать также, что

обвинение против религии, не в своем заключении, но в своей предпосылке,

имело какие-то основания, и даже серьезные основания: и дело не в религии

как таковой, но в том, что исторически и фактически официально

сформировавшиеся религии, со своими священнослужителями и последователями,

слишком часто были силой реакционной, слишком часто поддерживали своим

авторитетом силы тьмы, тирании и невежества, и потребовалось отрицание

религии, восстание угнетенного человеческого ума и сердца, чтобы исправить

эти ошибки и вернуть религии истинное предназначение. И зачем это было

нужно, если религия является истинным и просвещенным водителем и

законодателем всей человеческой деятельности и всей человеческой жизни?

Нам нет необходимости следовать всем рассуждениям рационали-стического

или атеистического ума, агрессивно нападающего на религию. Например, нам нет

необходимости излишне заострять внимание на суевериях, заблуждениях,

насилии, даже преступлениях, которые церкви, культы и вероисповедания

одобряли, допускали, санкциони-ровали, поддерживали или насаждали и

совершали ради собственной своей выгоды и простое перечисление которых

заставляет человека воскликнуть вслед за римским поэтом-атеистом: 'В какие

беды и не-счастья религия ввергает человечество!'. С таким же успехом можно

вспомнить обо всех преступлениях и ошибках, совершенных во имя свободы или

общественного строя, которых достаточно для того, чтобы скомпрометировать

идеал свободы или идеал общественного строя. Мы не можем игнорировать,

например, обагренный кровью и выжженный огнем след, который оставило после

себя официальное христанство в истории средневековой Европы, начиная едва ли

не с эпохи Константина - первого часа своего мирского триумфа - вплоть до

совсем недавнего времени, или кровавые деяния такого института, как

инквизиция, иллюстрирующие притязание религии на роль светоча истины и

законодательной власти в этике и общественной жизни, или религиозные войны и

широкомасштабные политиче-ские преследования, иллюстрирующие притязание

религии на право управлять политической жизнью человечества. Но мы должны

выявить корень этого зла, который кроется не в истинной религии как таковой,

но в ее инфрарациональных пластах, не в духовной вере и духовном стремлении,

но в нашем человеческом невежестве, не делающем различия между религией и

отдельными вероисповеданием, сектой, культом, религиозной общиной или

церковью. Предрасположенность к этому заблуждению настолько сильна в

человеке, что даже древнее терпимое язычество убило Сократа во имя религии и

нравственности, слегка притесняло чужеземные религии вроде культа Изиды или

Митры и более решительно преследовало религию ранних христиан, которую

полагало губительной и антиобщественной. Даже еще более терпимый по сути

своей индуизм, со всей своей духовностью, широтой взглядов и

просвещенностью, в силу этой предрасположенности какое-то время находился во

враждебных отношениях с буддистом, джайном, шива-итом и вайшнавом и

подвергал их регулярным, хотя и непродолжительным преследованиям.

Основная причина исторической несостоятельности религии как водителя и

организатора человеческого общества кроется