составляет духовный смысл всех поисков и усилий Жизни-Природы.
Глава XVII. Религия как закон жизни
Поскольку бесконечное, абсолютное и трансцендентное, универсальное и
Единое, является скрытой целью бытия, а достижение духовного сознания и
Божественного - конечной целью и предназначением нашего существования, а
следовательно, всего развития индивида и коллектива во всех их частях и
сферах деятельности, разум не может быть последним и верховным водителем;
культура в обычном понимании этого слова не может служить указующим путь
светом или выявить принцип, регулирующий и приводящий в гармонию нашу жизнь
и деятельность. Ибо разум не достигает уровня Божественного и лишь вступает
в компромисс с трудностями жизни, а культуре для достижения Трансцендентного
и Бесконечного требуется стать культурой духовной - т.е. чем-то гораздо
большим, чем интеллектуальное, эстетиче-ское, этическое и практическое
воспитание. Где же в таком случае нам искать свет, указующий путь, и
принцип, регулирующий и приводящий все в гармонию? Первый ответ, который
приходит в голову, - это ответ, который неизменно дает восточный ум, - мы
найдем все это непосредственно в религии. И это кажется разумным и, на
первый взгляд, удовлетворительным решением вопроса; ибо религия представляет
собой ту инстинктивную силу, идею, деятельность, дисциплину в человеке,
которые стремятся прямо к Божественному, в то время как все прочие силы,
похоже, стремятся к нему лишь косвенно и достигают его с трудом, после
многих блужданий и преткновений в погоне за внешней и несовершенной
видимостью вещей. Превращение всей жизни в религию и подчинение всей
деятельности религиозной идее является, казалось бы, верным путем развития
идеального индивида и идеального общества и способом возвысить всю жизнь
человека до уровня Божественного.
Известное превосходство религии как силы, обусловливающей всю жизнь или
по крайней мере оказывающей на нее свое влияние, и преобладание религиозного
инстинкта и религиозной идеи над всеми прочими инстинктами и идеями
характерно, как мы можем заметить, не только для восточных цивилизаций, но и
для любого более или менее нормального состояния человеческого ума и
человеческого общества; религия в значительной мере определяла их жизнь во
всех аспектах и во все времена, за исключением неких относительно коротких
исторических периодов, один из которых мы переживаем в наши дни и начинаем
уже преодолевать, но еще не преодолели. Следова-тельно, мы можем
предположить, что господствующее положение, главенствующая роль религии в
обычном человеческом обществе соответствует некой великой потребности и
истине нашего природного существа, к которым мы всегда будем возвращаться
после любого, сколь угодно продолжительного периода безбожия. С другой
стороны, мы должны признать тот факт, что в период великой активности,
высоких стремлений, глубоких посевов, богатого плодоношения - каким явилась
современная эпоха со всеми ее ошибками и заблуждениями - особенно в период,
когда человечество в значительной мере избавилось от жестокости, зла,
невежества, темноты, мерзости не силой религии, но силой пробужденного
интеллекта, человеческого идеализма и сочувствия, религия претерпела
сокрушительные удары и ее господствующая роль в обществе была отвергнута той
частью человечества, которая в то время находилась на передних рубежах мысли
и прогресса - постренессансной Европой, Европой нового времени.
Этот мятеж в крайней свой форме вылился в попытку полностью уничтожить
религию и похвалялся тем, что ему удалось истребить религиозный инстинкт в
человеке - то была тщетная и невежественная похвальба, как мы видим сейчас,
поскольку религиозный инстинкт является одним из таких человеческих
инстинктов, истребить которые невозможно: он просто видоизменяется. В своем
более умеренном проявлении этот мятеж привел к тому, что религия оказалась
изгнанной на периферию души и лишилась доступа в интеллектуальную,
эстетиче-скую, практическую и даже этическую жизнь - на том основании, что
вмешательство религии в науку, мысль, политику, общественную жизнь и жизнь
вообще было и всегда будет силой, задерживающей развитие, насаждающей
суеверие и агрессивное невежество. Религиозный человек может назвать
подобное обвинение ошибкой