приведет ее к цели, и на определенной
стадии развития пробуждает в человеке непреодолимое стремление совершить
переход от ментального существа к духовному. Жизнь не может достичь своих
сокровенных целей, следуя своим первичным инфрарациональным движущим силам,
т. е. инстинкту и желанию, ибо на этом уровне она движется ощупью, ищет и не
находит, может получать лишь кратковременное, неполноценное и преходящее
удовлетворение, отмеченное печатью Бессознательного. Но и человеческий разум
не может дать ей того, что она ищет; ибо разум способен лишь привнести некий
полусвет и установить временный порядок. Поэтому человек, стремящийся
достичь высших планов жизни, никогда не может довольствоваться нынешним
своим состоянием; эволюционный импульс его разума не может неожиданно
иссякнуть на этой переходной стадии, на этом половинчатом достижении. Он
должен стремиться к высшим планам сознания, должен высвободить из жизни и
ума нечто, ныне еще пребывающее в скрытом и зачаточном состоянии.
Конечные цели жизни суть цели духовные, и только при полном свете
освобожденного 'я' и духа она может достичь их. Этот полный свет не есть
интеллект или логический разум, но знание, открывающееся благодаря
внутреннему единению и отождествлению с миром, - знание, которое есть свет,
внутренне присущий полностью развившемуся духовному сознанию; этому
совершенному постижению предшествует интуитивное знание, проистекающее из
сокровенного единства бытия и достижимое благодаря тесному внутреннему
соприкосновению с сутью вещей и живых существ. Жизнь стремится к
самопознанию; она может прийти к нему только через свет духа. Она стремится
к светоносному водительству и господству над собственными своими силами; и
только когда она открывает в себе это внутреннее 'я' и дух и вершит свой
путь при его помощи или под его началом, тогда она может обрести
просвещенную волю, в которой нуждается, и безошибочное водительство. Ибо
только таким образом слепая уверенность инстинктов, а также спекулятивные
гипотезы и теории разума и его уверенность, основанная на экспериментах и
логических выводах, могут быть замещены зрячей духовной уверенностью. Жизнь
стремится к осуществлению своих инстинктов любви и сострадания, своей
страстной тоски по гармонии и единству; но они встречают противодействие
противоположных инстинктов, и только духовное сознание, с его реализованным
неизменным единством, может устранить этипротиворечия. Жизнь стремится к
полному развитию существа, но может достичь этого только тогда, когда
ограниченное существо обретает в себе свою собственную сокровенную душу
существования и вокруг нее - свое собственное более широкое 'я' космического
сознания, которое может воспринимать мир и все бытие в себе и как себя
самое. Жизнь стремится к силе; и только сила духа и сила этого сознательного
единства могут дать ей власть над самой собой и миром. Она стремится к
наслаждению, счастью, блаженству; но инфрарациональные формы последних
отмечены несовершенством, фрагментарностью, непостоянством и подвержены
влиянию своих противоположностей. Кроме того, инфрарациональная жизнь
по-прежнему отмечена печатью Бессознательного - в том, что касается
изначальной ее бесчувственности, неопределенности характера, слабости
ответной виб-рации, - она не может достичь истинного счастья или блаженства,
а доступное ей наслаждение не может длиться долго, поскольку она не способна
удержать его или сохранить крайнюю напряженность переживания. Только дух
владеет секретом чистого и неизменного счастья, или экстаза, способен
сохранять предельную напряженность ответной вибрации, может обрести и
оправдать духовное наслаждение или радость жизни как одно из проявлений
бесконечного и универсального восторга существования. Жизнь стремится к
гармоничному осущест-влению всех своих сил, ныне разделенных и
противоборствующих, всех своих возможностей, частей, элементов; и только в
сознании единого 'Я' и Духа возможно достичь этого, ибо здесь все они
приходят к своей абсолютной истине и совершенному согласию в свете
интегрального, единого самосуществования.
Таким образом, как существуют супрарациональные Истина, Благо и
Красота, так и у Жизни есть супрарациональная цель. Стремление достичь этой
цели