Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

- к наслаждению, счастью,

восторгу, божественному блаженству и экстазу - необъяснимым образом

рождается из бесчувственного Ничто. Эти феномены уже свидетельствуют о той

истине, которую мы открываем с пробуждением сознания в глубинах нашего

существа и которая гласит, что Бессознательное есть лишь маска, а за ней

скрывается 'Сознательное в бессознательных вещах', как говорят о нем

Упанишады. В начале, говорят Веды, был океан бессознательного, и из него

Единое восстало к жизни через свое могущество - через мощь своей

самопроявляющейся Энергии.

Но Бессознательное - если оно действительно маска - не является

застывшей маской Духа; на развивающуюся жизнь и душу оно накладывает закон

трудного становления. Жизнь и сознание - не меньше, чем Материя - в момент

своего появления подчиняются закону изначальной раздробленности. Физически

жизнь формируется вокруг плазмы, клетки, психологически - вокруг малого

обособленного, фрагментарного эго. Само сознание в своих первых слабых

проявлениях должно сосредоточиваться в жалкой поверхностной форме и прятать

за покровом этого ограниченного поверхностного существования глубину и

бесконечность своей собственной природы. Оно должно медленно развиваться в

пределах такой внешней ограниченности до тех пор, пока не будет готово

разрушить скорлупу, отделяющую жалкое внешнее выражение нашего существа,

которое мы принимаем за целое, от сокровенного 'я' внутри нас. Даже духовное

существо, похоже, подчиняется этому закону изначальной раздробленности и

проявляется как часть целого, как искра духа, которая в своем развитии

преращается в обладающую индивидуальностью душу. И на эту скрытую искру

души, на это малое эго, на это фрагментарное сознание возложена задача

противостоять силам вселенной, бороться с ними, взаимодействовать со всем,

что кажется ему отличным от него самого, расширяться и обретать силу под

давлением внутренней и внешней Природы до тех пор, пока оно не станет единым

со всем существованием. Оно должно расти познавая себя и мир; устремиться

вовнутрь и открыть, что оно является духовным существом; устремиться вовне и

открыть свою, еще более широкую истину, заключающуюся в том, что оно

является космическим Индивидом; выйти за свои пределы, познать некое

высочайшее Существование, Сознание и Блаженство бытия и пребывать в нем. Для

выполнения этой необъятной задачи эго имеет в своем распоряжении лишь орудия

своего изначального Неведения. Ограниченность человеческого существа

является причиной всех трудностей, дисгармонии, борьбы, противоречий,

которые омрачают жизнь. Ограниченность его сознания, не способного управлять

универсальной Энергией или воспринимать ее в процессе взаимодействия,

является причиной всех его страданий, боли и печали. Ограниченная сила его

сознания, выражающаяся в непросвещенной воле, не способной постичь верный

закон жизни и деятельности и следовать этому закону, является причиной всех

его заблуждений, прегрешений и пороков. На самом деле нет другой причины;

ибо все прочие видимые причины сами являются сопутствующими обстоятельствами

и последствиями этого первородного греха человеческого существа. Только

когда оно возвысится, выйдет за пределы этого ограниченного, обособленного

сознания и обретет целостность освобожденного духа, оно сможет избавиться от

последствий своего изначального пребывания в Бессознательном.

Если мы примем это за скрытую истину жизни, то сразу же поймем, почему

на современном витке развития ей приходится проходить через стадию

невежественного самовыражения. Но мы понимаем также, что таким образом она

неосознанно ищет, пытается постичь и сфор-мулировать, выявить в собственных

наиболее высоких побуждениях и наиболее глубоких мотивах свои стремления к

самораскрытию, власти, единству, свободе от своего низшего 'я', духовному

освобождению - и пытается понять, откуда в ней эти стремления, которые можно

было бы счесть бесполезными, раздражающими, бесплодными, будь они всего лишь

проявлениями бессознательной Природы, присущими животной стадии эволюции.

Развиваясь из своего исходного состояния погруженности в Материю и

растительную жизнь, формируя первичное, несовершенно организованное сознание

в животном, она приходит в человеке, ментальном существе, к возможности

новой, сознательной эволюции, которая