столкновения
разных взглядов и мнений по всякого рода вопросам, получили гораздо большее
распространение, чем было возможно прежде. Люди постепенно учатся
использовать свой ум, применять интеллектуальный разум к жизни, а это
великое достижение. И если они еще не научились мыслить вполне
самостоятельно или мыслить трезво, ясно и верно, то теперь они по крайней
мере более способны выбирать с помощью своего рода первичного интеллекта -
сколь бы несовершенным он пока ни был - мысль, которую они примут, и
правило, которому будут следовать. Равенство людей, в смысле образования и
жизненных возможностей, пока еще никоим образом не достигнуто, но тенденция
к такому выравниванию стала сегодня гораздо сильней, чем при прежних
состояниях общества. Однако здесь обнаружился новый огромный недостаток,
который оказывается пагубным для социальной идеи, породившей его. Даже если
установится полное равенство в праве на образование и реализацию других
возможностей, - которого пока на самом деле не существует и не может
существовать при индивидуалистическом состоянии общества - для какой цели
или каким образом эти возможности скорее всего будут использованы? Человеку,
существу наполовину инфрарациональному, для полного удовлетворения требуются
три вещи: власть, если он может получить ее; всегда - реализация своих
способностей и соответствующее вознаграждение; наслаждение при осуществлении
его желаний. В прежних обществах он имел возможность в какой-то мере
удовлетворить все эти потребности по праву своего происхождения,
фиксированного общественного положения и использования своих способностей в
пределах, определявшихся унаследованным социальным статусом. Когда
уничтожается такая основа общественной жизни и при этом ничего не
предлагается взамен, тех же самых целей человек может достичь только в
борьбе за обладание единственной оставшейся силой - силой богатства.
Соответственно, вместо гармонично устроенного общества развилась гигантская
организованная соревновательная система, началось бурное и одностороннее
развитие индустриализма, усилилась плутократическая тенденция, принимающая
обличье демократии и потрясающая своим показным изобилием, глубиной своих
контрастов и противоречий. Таковы были последние результаты при реализации
индивидуалистического идеала и поставленной ему на службу демократической
структуры общества - первые неудачи рационального века.
Первым естественным следствием этого явился переход рационального ума
от идеи демократического индивидуализма к идее демократического социализма.
Социализм, вследствие неблагоприятных обстоятельств своего рождения в ходе
восстания против капитализма, против власти преуспевающего буржуа и
плутократа, был вынужден развиваться в форме классовой борьбы. И, что еще
хуже, он исходил из индустриализированного общественного строя и с самого
начала принял вид чисто индустриальный и экономический. Эти обстоятельства
исказили подлинную его природу. Подлинная природа социализма, его истинное
оправдание заключаются в попытке человеческого разума довести рациональное
устройство общества до полного завершения, его желании избавиться от
безудержной конкуренции, этого огромного паразитического наростана теле
общественной жизни, этого гигант-ского препятствия для идеального или
воплощенного на практике достойного человеческого существования. Социализм
намеревается заменить систему организованной экономической борьбы
организованным порядком и согласием. Это уже невозможно сделать на старом
основании - на базе искусственного или наследственного неравенства,
установленного в результате отрицания равных прав всех людей и оправданного
посредством утверждения этой несправедливости и ее последствий как вечного
закона общества и Природы. Это ложь, которой человеческий разум более не
допустит. Но это нельзя сделать, по-видимому, и на основании индивидуальной
свободы; ибо на практике она потерпела крах. Поэтому социализм должен
ликвидировать демократическое основание индивидуальной свободы, даже если он
провозглашает уважение к ней или движется к более рациональной свободе.
Сначала он смещает акценты и сосредоточивает все внимание на других идеях и
плодах демократического идеала - и такое смещение акцентов приводит к
радикальному