противоборство друг с другом. Ибо, кроме того, что Природа
налагает на человека эго как покров, под которым она подготавливает
индивидуальное проявление духа, она вкладывает в эго и импульс к развитию,
принуждая его расти в существе до тех пор, пока оно в конце концов не
расширится или не растворится в более широком 'я', в котором обретет себя и
гармонию с собой, охватит все своим сознанием, станет единым со всем
остальным существованием. Содействуя этому росту, Жизнь-Природа формирует в
себе инстинкты и импульсы, которые способствуют расширению, превосхождению и
даже уничтожению эго, борются с более слабыми самоутверждающимися
инстинктами и импульсами и корректируют их. В человека как свое орудие она
вкладывает инстинкты любви, сострадания, самоотречения, самоуничижения,
самопожертвования, альтруизма, стремление к универсальности ума, сердца и
жизни, первые неясные тенденции к единомыслию, которое еще не нашло в полной
мере собственный свой истинный свет и свою движущую силу. Из-за подобной
неясности эти силы, не способные утвердить свой абсолют, главенствовать или
подчинять своему влиянию, вынужденные идти на компромисс с требованиями эго
и даже превращаться в некую форму эгоизма, оказываются также не в состоянии
привнести гармонию в жизнь и преобразовать ее. Похоже, вместо мира они
приносят меч; ибо из-за них увеличиваются напряженность борьбы и количество
непримиренных сил, идей, импульсов, для которых индивидуаль-ное сознание и
коллективная жизнь являются полем боя. Идеальный и практический разум
человека старается найти среди всего этого верный закон жизни и действия; в
процессе регулирования и приспособления, отбора и сортировки или в согласии
с некими избранными идеями или силами он силится привести вещи в гармонию,
сознательно прийти к тому, чего Природа достигла в своих животных видах
путем естественного отбора и инстинктивной деятельности - автоматически
упорядоченных и твердо установленных форм и норм их существования. Но любая
система, структура, установленная разумом, всегда частична, не надежна и
временна. Ее равновесие нарушается под воздействием притяжения снизу и
притяжения сверху. Ибо те силы, которые жизнь формирует, содействуя нашему
росту к более широкому 'я', более великому существованию, уже являются
отражениями чего-то, находящегося за пределами разума, семенами духовного,
абсолютного. Бесконечное оказывает на человеческую жизнь воздействие,
которое не позволит ей слишком долго задерживаться на какой-либо стадии
развития - по крайней мере пока она не преобразуется в некое бытие, в
котором превзойдет и осуществит саму себя.
Это развитие жизни через первые слепые и хаотичные попытки обрести себя
предопределено характером ее возникновения; ибо жизнь начиналась с инволюции
духовной истины вещей в нечто, кажущееся противоположностью этой истины.
Духовный опыт говорит нам, что есть некая Реальность, которая лежит в основе
и пронизывает природу всех вещей, как Космическое 'Я' и Дух, и может
открыться индивиду даже здесь, в земном воплощении, как его собственные 'я'
и дух, и которая является в своем высочайшем проявлении и по своей сути
бесконечным и вечным Существом, Сознанием и Блаженством бытия. Нам же
источник и начало материальной вселенной представляется чем-то прямо
противоположным - мы видим его как Пустоту, беспредельное Небытие,
бесформенное Бессознательное, бесчувственное, лишенное блаженства Ничто, из
которого все еще только должно появиться. Когда оно приходит в движение,
начинает развиваться и созидать, оно примает вид бессознательной Энергии,
которая высвобож-дает из Пустоты существование в форме бесконечно малой
частицы, электрона (или, возможно, еще менее осязаемой частицы, еще не
открытой и едва ли подлежащей обнаружению), затем - атома, молекулы, а на
основе молекулы уже формирует материальную вселенную в пустоте своей
бесконечности. Однако мы видим, что эта бессознательная Энергия на каждом
шагу выполняет функции всеохватывающего и учитывающего мельчайшие детали
Разума, применяющего и комбинирующего все возможные средства для подготовки,
организации и осуществления парадокса и чуда Материи и пробуждения жизни и
духа в Материи; существование развивается из Пустоты, сознание появляется и
вырастает из Бессознательного, стремление ввысь