пристойно - в конкурентной борьбе с ними. Таким
образом получается, что между идеалом и первыми результатами его
практического воплощения существует глубокое расхождение. Именно здесь
кроется несоответствие между фактом и идеей, которое неизбежно ведет к
разочарованию и неудаче.
Индивидуалистический демократический идеал, воплощенный на практике,
приводит нас сначала ко все более и более опасному господству правящего
класса, выступающего под лозунгом демократии, над невежественными и менее
удачливыми народными массами. Кроме того, поскольку идеал свободы и
равенства распространился повсеместно и ниспровергнуть его уже невозможно,
неизбежно усиливаются попытки эксплуатируемых масс восстановить свои
попранные права и обратить, если получится, эту псевдодемократическую ложь в
подлин-ную демократическую истину; начинается классовая борьба. И третье: в
ходе классовой борьбы - как часть этого процесса - неизбежно развивается
постоянная вражда партий, сначала немногочисленных и простых по составу, но
впоследствии превращающихся (как в наше время) в бессильный и бесплодный
хаос названий, ярлыков, программ, лозунгов. Все партии выступают под
знаменем борьбы идей или идеалов, но на самом деле под этим флагом все они
участвуют в борьбе сталкивающихся интересов. И, наконец,
индивидуалистическая демократическая свобода неизбежно приводит к усилению
конкуренции, вследствие чего упорядоченные тирании инфрарациональных
периодов человечества заменяются своего рода упорядоченной борьбой
интересов. В результате такого противостояния выживают не наиболее развитые
духовно, умственно или физически, но наиболее удачливые и жизнеспособные.
Кажется довольно очевидным, что это может быть что угодно, но только не
рациональный строй общества; это вовсе не тот совершенный строй, который
индивидуалистический разум считал своим идеалом или намеревался воплотить в
жизнь.
Естественным средством борьбы с первыми недостатками
индивидуалистической теории, воплощаемой на практике, казалось бы, должно
быть образование; ибо, если человек по природе своей не является существом
рациональным, то можно по крайней мере надеяться, что с помощью образования
и воспитания он в состоянии превратиться в нечто подобное. Следовательно,
введение всеобщего образования является вторым неизбежным шагом
демократического движения в его стремлении рационализировать человеческое
общество. Но рационалистическое образование неизбежно означает три вещи:
первое - необходимость научить людей наблюдать и верно понимать факты, на
основании которых они должны формировать суждение; второе - необходимость
научить их мыслить плодотворно и трезво; третье - необходимость научить их
эффективно использовать свои знания и свою мысль для достижения как личного,
так и общего блага. Способность наблюдать и понимать, способность мыслить и
составлять суждение, способность действовать и руководствоваться высокими
мотивами требуются полноправному члену общества с рациональным строем;
недостаточное развитие в масштабах общества любого из этих труднодостижимых
обязательных качеств является верным залогом неудачи. К сожалению, даже если
предположить, что образование, доступное миллионам, когда-нибудь сможет
приобрести такой исключительный характер, современная система образования,
существующая в самых прогрессивных странах, нисколько не отвечает этим
требованиям. И как первые обнаружившиеся недостатки и неудачи демократии
дали врагам повод поносить ее и превозносить превосходство или даже
воображаемое совершенство идеализированного прошлого, так и первые
недостатки ее целебного средства, образования, заставили многие незаурядные
умы отрицать эффективность образования и его способность изменить
человеческий ум, а также отвергать демократический идеал как изжившую себя
фикцию.
Демократия и ее панацея в виде образования и свободы безусловно кое-что
сделали для человечества. Начнем с того, что впервые за всю свою обозримую
историю люди пробудились к независимой, активной и полнокровной жизни - а
там, где есть жизнь, всегда есть надежда на лучшее. Кроме того, своего рода
знание, а с ним своего рода активный разум, основанный на знании и усиленный
привычкой выступать судьей и принимать решения в процессе