Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

трудностями и значительными потерями и задержками - чтобы создать

в их среде то, что они временно разрушили или повредили своим вторжением. В

конечном счете человечество выигрывает от этого процесса; в него вовлекается

куда большее количество наций, силы прогресса действуют более интенсивно и в

большем масштабе, и человечество достигает той отправной точки, от которой

может двигаться к более ценным и разнообразным достижениям. Однако подобный

прогресс всегда достигается ценой известных потерь.

Но даже в пределах самих обществ и наций на этой стадии развития разум

и духовность всегда встречают препятствия и подвергаются опасности,

поскольку существуют в чуждых им среде и атмосфере. Во-первых, элита, высшие

сословия, чьей миссией является развивать эти силы, вынуждены облекать их в

формы, приемлемые для невежественных масс, которыми они руководят и правят,

а как разум, так и духовность имеют тенденцию закосневать в этих формах,

превращаться в стереотипы, становиться омертвелыми, лишаться жизненного

импульса, утрачивать способность своего свободного проявления. Во-вторых,

эти высшие просвещенные элементы - поскольку в конце концов они являются

частью общей массы - сами в значительной степени находятся под влиянием

своих инфрарациональных частей и не достигают (за исключением отдельных

индивидов) совершенно свободной деятельности разума и свободного света духа.

В-третьих, они всегда подвергаются опасности притяжения к царящему внизу

невежеству или даже полного погружения в него. Природа оберегает свои

достижения с помощью разнообразных приемов для поддержания в

привилегированных классах традиции интеллектуальной и духовной активности; в

одном случае она делает для них делом чести сохранять и развивать

национальную культуру, в другом - устанавливает систему образования и

обучения, способствующую сохранению культуры. А для того, чтобы все это не

выродилось в простую приверженность традициям, она дает начало ряду течений

интеллектуальной и духовной мысли, которые, потрясая общество, оживляют

угасающую жизнь, способствуют ее расширению и развитию, а также более

глубокому проникновению разума или духовности как господствующей силы в

инфрарациональные массы. Конечно, каждое такое движение, по истечении более

или менее длительного периода активности, изживает себя, но в нужный срок

оно получает новый толчок, приходит новая волна, спасая и восстанавливая

разум и духовность. Наконец Природа достигает той точки развития, когда

непосредственная угроза возврата к прежнему состоянию остается позади, и

тогда она может начать решительное движение по следующему витку социальной

эволюции. Это движение будет представлять собой попытку сделать всеобщими

прежде всего привычку мыслить и способность применять интеллект и разумную

волю к жизни. Таким образом устанавливается рациональный век человеческого

общества, предпринимается великое усилие обратить силу человеческого разума

и интеллекта на все наше существо и всю нашу деятельность и организовать в

их свете и под их водительством жизнь человечества в целом.

Глава XIX. Кривая развития рационального века

С точки зрения стадиальной психологической эволюции человечества

современный век расы можно охарактеризовать как все более и более

напряженное усилие открыть и выработать верный принцип и надежные основы для

построения рациональной системы общества. Это век прогресса; но прогресс

бывает двух видов: адаптивный, надежной основой которого служит неизменный

принцип социального строя - здесь меняются только обстоятельства и механизм

применения этого принципа к новым идеям и новым потребностям; или же

радикальный, не имеющий долговечного основания, но осуществляющийся в силу

постоянного сомнения в самих практических основах и даже в главном принципе

устройства существующего общества. Современная эпоха вылилась в ряд

последовательных шагов человечества по пути радикального прогресса.

Каждый такой шаг совершается, похоже, по одной схеме: сначала

светоносная пора сева и период вдохновенных усилий и борьбы, затем частичная

победа, успех и короткий период обладания достигнутым, а потом разочарование

и рождение новой идеи и нового усилия. Принцип общественного устройства,

предложенный мыслителем, захватывает средний ум и превращается в евангелие

социальной