трудностями и значительными потерями и задержками - чтобы создать
в их среде то, что они временно разрушили или повредили своим вторжением. В
конечном счете человечество выигрывает от этого процесса; в него вовлекается
куда большее количество наций, силы прогресса действуют более интенсивно и в
большем масштабе, и человечество достигает той отправной точки, от которой
может двигаться к более ценным и разнообразным достижениям. Однако подобный
прогресс всегда достигается ценой известных потерь.
Но даже в пределах самих обществ и наций на этой стадии развития разум
и духовность всегда встречают препятствия и подвергаются опасности,
поскольку существуют в чуждых им среде и атмосфере. Во-первых, элита, высшие
сословия, чьей миссией является развивать эти силы, вынуждены облекать их в
формы, приемлемые для невежественных масс, которыми они руководят и правят,
а как разум, так и духовность имеют тенденцию закосневать в этих формах,
превращаться в стереотипы, становиться омертвелыми, лишаться жизненного
импульса, утрачивать способность своего свободного проявления. Во-вторых,
эти высшие просвещенные элементы - поскольку в конце концов они являются
частью общей массы - сами в значительной степени находятся под влиянием
своих инфрарациональных частей и не достигают (за исключением отдельных
индивидов) совершенно свободной деятельности разума и свободного света духа.
В-третьих, они всегда подвергаются опасности притяжения к царящему внизу
невежеству или даже полного погружения в него. Природа оберегает свои
достижения с помощью разнообразных приемов для поддержания в
привилегированных классах традиции интеллектуальной и духовной активности; в
одном случае она делает для них делом чести сохранять и развивать
национальную культуру, в другом - устанавливает систему образования и
обучения, способствующую сохранению культуры. А для того, чтобы все это не
выродилось в простую приверженность традициям, она дает начало ряду течений
интеллектуальной и духовной мысли, которые, потрясая общество, оживляют
угасающую жизнь, способствуют ее расширению и развитию, а также более
глубокому проникновению разума или духовности как господствующей силы в
инфрарациональные массы. Конечно, каждое такое движение, по истечении более
или менее длительного периода активности, изживает себя, но в нужный срок
оно получает новый толчок, приходит новая волна, спасая и восстанавливая
разум и духовность. Наконец Природа достигает той точки развития, когда
непосредственная угроза возврата к прежнему состоянию остается позади, и
тогда она может начать решительное движение по следующему витку социальной
эволюции. Это движение будет представлять собой попытку сделать всеобщими
прежде всего привычку мыслить и способность применять интеллект и разумную
волю к жизни. Таким образом устанавливается рациональный век человеческого
общества, предпринимается великое усилие обратить силу человеческого разума
и интеллекта на все наше существо и всю нашу деятельность и организовать в
их свете и под их водительством жизнь человечества в целом.
Глава XIX. Кривая развития рационального века
С точки зрения стадиальной психологической эволюции человечества
современный век расы можно охарактеризовать как все более и более
напряженное усилие открыть и выработать верный принцип и надежные основы для
построения рациональной системы общества. Это век прогресса; но прогресс
бывает двух видов: адаптивный, надежной основой которого служит неизменный
принцип социального строя - здесь меняются только обстоятельства и механизм
применения этого принципа к новым идеям и новым потребностям; или же
радикальный, не имеющий долговечного основания, но осуществляющийся в силу
постоянного сомнения в самих практических основах и даже в главном принципе
устройства существующего общества. Современная эпоха вылилась в ряд
последовательных шагов человечества по пути радикального прогресса.
Каждый такой шаг совершается, похоже, по одной схеме: сначала
светоносная пора сева и период вдохновенных усилий и борьбы, затем частичная
победа, успех и короткий период обладания достигнутым, а потом разочарование
и рождение новой идеи и нового усилия. Принцип общественного устройства,
предложенный мыслителем, захватывает средний ум и превращается в евангелие
социальной