низшая интуиция, инстинктивное интуитивное чувство, возникающее из
заключенной в человеке жизненной силы, а переход к интенсивной внутренней
жизни и развитию более глубокой духовной интуиции, превосходящей интеллект
и, по-видимому, не нуждающейся в нем, на индивидуальном уровне происходит
довольно легко. Но для человечества в целом такой скачок невозможен; ум и
интеллект человечества должны полностью развиться, чтобы духовность могла
надежно совершать свое восхождение, опираясь на широкий фундамент развитой
низшей природы человека, разумного ментального существа. Поэтому мы видим,
что разум в своем росте либо на время избавляется от четко выраженной
духовной тенденции, как это было в древней Греции, либо принимает ее, но
сплетает вокруг самых первых постижений и открытий духа гигант-скую паутину
интеллектуальных построений, в результате чего ранний мистический пророк
замещается философом-мистиком, религиозным мыслителем и даже просто
философом, как это было в Индии.
Может показаться, что на какое-то время новое развитие и новый импульс
охватывают все общество, как это было в Афинах или древней Индии ариев. Но
это первое движение не может долго сохранять свою чистоту, поскольку
человечество еще не готово к нему. Происходит кристаллизация, ослабление
начального импульса, новое развитие инфрарациональных форм, в которых мысль
или духовность подавляются нарастающей низшей природой или сковываются
формой и могут даже погибнуть в ней, в то время как традиция живого знания,
высшая жизнь и деятельность остаются принадлежностью одного или нескольких
высших сословий. Народ в массе своей остается по складу ума на
инфрарациональном уровне, хотя, возможно, и сохраняет еще живой интеллект и
глубокую и утонченную духовную восприимчивость, приобретенные в прошлом.
Иррациональный период развития общества не закончится, пока не пробьет час
века рационального; а рациональный век может наступить только тогда, когда
не один класс или отдельные индивиды, но весь народ в целом научится мыслить
и активно применять деятельность своего разума - не важно, насколько
несовершенно на первых порах, - в сфере своей жизни, своих потребностей,
своих прав, своих обязанностей, своих стремлений, как это свойственно
человеку. Пока это не произойдет, общество, достигающее максимально
возможного развития, будет смешанным - инфрарациональным в массе своей, но
остающимся в лоне цивилизации благодаря высшему сословию, задача которого
состоит в том, чтобы стремиться к разуму и духу, сохранять достижения
человечества в этой сфере, умножать их и, насколько это возможно, просвещать
и возвышать с их помощью жизнь в целом.
Здесь мы видим, что, действуя в человечестве, Природа имеет тенденцию
медленно продвигаться по различным линиям развития активного ума и жизни,
все больше используя разум и духовность, что в итоге приближает наступление
рационального, а в конце концов и духовного века человечества. Этому
движению Природы препятствуют два обстоятельства. Во-первых, в то время как
она развила мысль, разум и духовность прежде всего в исключительных
индивидах, теперь она развивает их в пределах всего человечества в
исключительных обществах или нациях (последнее понятие здесь условно:
имеется в виду нация, которая управляется и возглавляется своими
интеллектуально или духовно развитыми сословиями или сословием, формирующими
и воспитывающими ее в духе прогресса). Но исключительная нация, в которой
высшие сословия обладают развитым разумом или духовностью, или и тем, и
другим - как это было в Греции, а позднее Риме в древней Европе и Индии,
Китае и Персии в древней Азии - окружена или находится в тесном соседстве с
колоссальными массами непреобразованного инфрарационального человечества, и
эта опасная близость представляет для нее угрозу; ибо до тех пор, пока не
появляется развитая наука, восстанавливающая равновесие, варвар всегда
превосходит человека культурного по своему физическому развитию и
неисчерпаемой природной силе агрессии. На этой стадии свет и сила
цивилизации в конечном счете неизбежно терпят поражение под натиском внешней
тьмы. Затем Природа на пути своего восхождения должна заняться развитием
самих завоевателей - это происходит довольно медленно и сопровождается
затяжными