Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

низшая интуиция, инстинктивное интуитивное чувство, возникающее из

заключенной в человеке жизненной силы, а переход к интенсивной внутренней

жизни и развитию более глубокой духовной интуиции, превосходящей интеллект

и, по-видимому, не нуждающейся в нем, на индивидуальном уровне происходит

довольно легко. Но для человечества в целом такой скачок невозможен; ум и

интеллект человечества должны полностью развиться, чтобы духовность могла

надежно совершать свое восхождение, опираясь на широкий фундамент развитой

низшей природы человека, разумного ментального существа. Поэтому мы видим,

что разум в своем росте либо на время избавляется от четко выраженной

духовной тенденции, как это было в древней Греции, либо принимает ее, но

сплетает вокруг самых первых постижений и открытий духа гигант-скую паутину

интеллектуальных построений, в результате чего ранний мистический пророк

замещается философом-мистиком, религиозным мыслителем и даже просто

философом, как это было в Индии.

Может показаться, что на какое-то время новое развитие и новый импульс

охватывают все общество, как это было в Афинах или древней Индии ариев. Но

это первое движение не может долго сохранять свою чистоту, поскольку

человечество еще не готово к нему. Происходит кристаллизация, ослабление

начального импульса, новое развитие инфрарациональных форм, в которых мысль

или духовность подавляются нарастающей низшей природой или сковываются

формой и могут даже погибнуть в ней, в то время как традиция живого знания,

высшая жизнь и деятельность остаются принадлежностью одного или нескольких

высших сословий. Народ в массе своей остается по складу ума на

инфрарациональном уровне, хотя, возможно, и сохраняет еще живой интеллект и

глубокую и утонченную духовную восприимчивость, приобретенные в прошлом.

Иррациональный период развития общества не закончится, пока не пробьет час

века рационального; а рациональный век может наступить только тогда, когда

не один класс или отдельные индивиды, но весь народ в целом научится мыслить

и активно применять деятельность своего разума - не важно, насколько

несовершенно на первых порах, - в сфере своей жизни, своих потребностей,

своих прав, своих обязанностей, своих стремлений, как это свойственно

человеку. Пока это не произойдет, общество, достигающее максимально

возможного развития, будет смешанным - инфрарациональным в массе своей, но

остающимся в лоне цивилизации благодаря высшему сословию, задача которого

состоит в том, чтобы стремиться к разуму и духу, сохранять достижения

человечества в этой сфере, умножать их и, насколько это возможно, просвещать

и возвышать с их помощью жизнь в целом.

Здесь мы видим, что, действуя в человечестве, Природа имеет тенденцию

медленно продвигаться по различным линиям развития активного ума и жизни,

все больше используя разум и духовность, что в итоге приближает наступление

рационального, а в конце концов и духовного века человечества. Этому

движению Природы препятствуют два обстоятельства. Во-первых, в то время как

она развила мысль, разум и духовность прежде всего в исключительных

индивидах, теперь она развивает их в пределах всего человечества в

исключительных обществах или нациях (последнее понятие здесь условно:

имеется в виду нация, которая управляется и возглавляется своими

интеллектуально или духовно развитыми сословиями или сословием, формирующими

и воспитывающими ее в духе прогресса). Но исключительная нация, в которой

высшие сословия обладают развитым разумом или духовностью, или и тем, и

другим - как это было в Греции, а позднее Риме в древней Европе и Индии,

Китае и Персии в древней Азии - окружена или находится в тесном соседстве с

колоссальными массами непреобразованного инфрарационального человечества, и

эта опасная близость представляет для нее угрозу; ибо до тех пор, пока не

появляется развитая наука, восстанавливающая равновесие, варвар всегда

превосходит человека культурного по своему физическому развитию и

неисчерпаемой природной силе агрессии. На этой стадии свет и сила

цивилизации в конечном счете неизбежно терпят поражение под натиском внешней

тьмы. Затем Природа на пути своего восхождения должна заняться развитием

самих завоевателей - это происходит довольно медленно и сопровождается

затяжными