Здесь человек может обладать великими интуитивными знаниями смысла
или общей цели жизни, иметь замечательные идеи устройства жизни,
гармоничную, хорошо отлаженную, долговечную и прочную социальную систему,
впечатляющую религию, не лишенную известной глубины, но сводящуюся главным
образом к символу и ритуалу, которые для народных масс и станут практически
всей религией. На этой стадии чистый разум и чистая духовность не будут
управлять обществом или двигать большими массами людей, но будут
представлены (если вообще будут) отдельными личностями - число которых
поначалу будет измеряться единицами, но впоследствии станет неуклонно
увеличиваться по мере того, как эти две силы будут обретать все большую
чистоту и мощь и привлекать все больше и больше сторонников.
В случае преобладающего развития разума это вполне может привести к
веку великих мыслителей-одиночек, которые открывают какую-то идею жизни, ее
начал и законов и строят на этом основании философскую систему; критических
умов, одиноко стоящих над толпой, которые судят о жизни, еще не обладая
светоносной широтой взглядов, тончайшей гибкостью мысли или глубиной чистого
и всеобъемлющего понимания, но все же обладая силой интеллектуального
разума, способностью интуитивного постижения, проницательностью; возможно,
даже появится один-другой выдающийся социальный философ, который,
воспользовавшись неким кризисом или общественным потрясением, сумеет
заставить общество видоизмениться или перестроиться на основании некоего
чисто рационального и разумного принципа. Такой век, похоже, представлен в
традициях ранней греческой цивилизации или, скорее, начала ее динамичного и
прогрессивного периода. Если же преобладает духовность, появятся великие
мистики, способные погрузиться в изучение глубоких и по-прежнему
таинственных возможностей нашей психической природы: они интуитивно
постигнут и реализуют истину 'я' и духа в человеке, и хотя сохранят эти
знания в тайнеипередадут их лишь немногим посвященным, все же, возможно, с
их помощью удастся усовершенствовать примитивные формы народной жизни.
Именно о такой линии развития туманно свидетельствуют древние традиции
мистерий. Мы видим, как в доисторической Индии она совершила особый и
уникальный поворот, предопределивший общее направление развития общества и
превративший индийскую цивилизацию в обособленное и своеобразное явление в
истории человечества. Но все это - лишь первые проблески света в сознании
человечества, которое по-прежнему остается инфрарациональным, равно как и
инфрадуховным, и даже претерпевая влияние этих предшественников, оно
отвечает на их вдохновенные идеи лишь слабо и невнятно, не обнаруживая ни
ясного интеллектуального понимания, ни пробудившегося духовного отклика на
то, что несут в себе или предлагают эти идеи. Человечество по-прежнему
облекает все в инфрарациональную форму и превращает в традицию, искажающую
истину, а духовную жизньподменяет плохо понятым ритуалом и затемняющим смысл
сим-волом. Оно смутно ощущает высшие истины, старается осуществить их на
свой неуклюжий манер, но это еще не истинное понимание; оно пока не способно
придать им устойчивую интеллектуальную форму или постичь их сокровенный
духовный смысл.
По мере дальнейшего своего развития разум и духовность постепенно
превращаются в силу все более широкую и рассеянную-вероят-но, менее
интенсивную, но охватывающую боvльшие массы и оказывающую на них более
сильное влияние. Мистики сеют семена мощного духовного развития, в котором
ищут света целые сословия общества и даже представители всех сословий, как
это случилось в Индии эпохи Упанишад. На смену мыслителям-одиночкам приходит
огромное количество писателей, поэтов, ораторов, софистов,
ученых-исследователей, которые обеспечивают мощный и плодотворный расцвет
живой мысли и поиска, развивая в людях привычку мыслить и вызывая даже в
народных массах всеобщую активность интеллектуального разума - как это
случилось в Греции в век софистов. Свободное от вмешательства разума
духовное развитие в инфрарациональном обществе часто имеет тенденцию
опережать на первых порах развитие рационального и интеллектуального ума.
Ибо величайшей просвещающей силой в развитии инфрарационального человека
является