Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

Здесь человек может обладать великими интуитивными знаниями смысла

или общей цели жизни, иметь замечательные идеи устройства жизни,

гармоничную, хорошо отлаженную, долговечную и прочную социальную систему,

впечатляющую религию, не лишенную известной глубины, но сводящуюся главным

образом к символу и ритуалу, которые для народных масс и станут практически

всей религией. На этой стадии чистый разум и чистая духовность не будут

управлять обществом или двигать большими массами людей, но будут

представлены (если вообще будут) отдельными личностями - число которых

поначалу будет измеряться единицами, но впоследствии станет неуклонно

увеличиваться по мере того, как эти две силы будут обретать все большую

чистоту и мощь и привлекать все больше и больше сторонников.

В случае преобладающего развития разума это вполне может привести к

веку великих мыслителей-одиночек, которые открывают какую-то идею жизни, ее

начал и законов и строят на этом основании философскую систему; критических

умов, одиноко стоящих над толпой, которые судят о жизни, еще не обладая

светоносной широтой взглядов, тончайшей гибкостью мысли или глубиной чистого

и всеобъемлющего понимания, но все же обладая силой интеллектуального

разума, способностью интуитивного постижения, проницательностью; возможно,

даже появится один-другой выдающийся социальный философ, который,

воспользовавшись неким кризисом или общественным потрясением, сумеет

заставить общество видоизмениться или перестроиться на основании некоего

чисто рационального и разумного принципа. Такой век, похоже, представлен в

традициях ранней греческой цивилизации или, скорее, начала ее динамичного и

прогрессивного периода. Если же преобладает духовность, появятся великие

мистики, способные погрузиться в изучение глубоких и по-прежнему

таинственных возможностей нашей психической природы: они интуитивно

постигнут и реализуют истину 'я' и духа в человеке, и хотя сохранят эти

знания в тайнеипередадут их лишь немногим посвященным, все же, возможно, с

их помощью удастся усовершенствовать примитивные формы народной жизни.

Именно о такой линии развития туманно свидетельствуют древние традиции

мистерий. Мы видим, как в доисторической Индии она совершила особый и

уникальный поворот, предопределивший общее направление развития общества и

превративший индийскую цивилизацию в обособленное и своеобразное явление в

истории человечества. Но все это - лишь первые проблески света в сознании

человечества, которое по-прежнему остается инфрарациональным, равно как и

инфрадуховным, и даже претерпевая влияние этих предшественников, оно

отвечает на их вдохновенные идеи лишь слабо и невнятно, не обнаруживая ни

ясного интеллектуального понимания, ни пробудившегося духовного отклика на

то, что несут в себе или предлагают эти идеи. Человечество по-прежнему

облекает все в инфрарациональную форму и превращает в традицию, искажающую

истину, а духовную жизньподменяет плохо понятым ритуалом и затемняющим смысл

сим-волом. Оно смутно ощущает высшие истины, старается осуществить их на

свой неуклюжий манер, но это еще не истинное понимание; оно пока не способно

придать им устойчивую интеллектуальную форму или постичь их сокровенный

духовный смысл.

По мере дальнейшего своего развития разум и духовность постепенно

превращаются в силу все более широкую и рассеянную-вероят-но, менее

интенсивную, но охватывающую боvльшие массы и оказывающую на них более

сильное влияние. Мистики сеют семена мощного духовного развития, в котором

ищут света целые сословия общества и даже представители всех сословий, как

это случилось в Индии эпохи Упанишад. На смену мыслителям-одиночкам приходит

огромное количество писателей, поэтов, ораторов, софистов,

ученых-исследователей, которые обеспечивают мощный и плодотворный расцвет

живой мысли и поиска, развивая в людях привычку мыслить и вызывая даже в

народных массах всеобщую активность интеллектуального разума - как это

случилось в Греции в век софистов. Свободное от вмешательства разума

духовное развитие в инфрарациональном обществе часто имеет тенденцию

опережать на первых порах развитие рационального и интеллектуального ума.

Ибо величайшей просвещающей силой в развитии инфрарационального человека

является