Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

отнести ни к одной из этих стадий - до тех

пор, пока он не превзойдет себя, не разовьется в сверхчеловека, иными

словами, не одухотворит и не обожествит все свое существо. На низшей,

животной стадии развития он по-прежнему остается своего рода мыслящим или

рассуждающим животным; даже инфрарациональный человек не может быть

полностью инфрарациональным, поскольку в нем осуществляется какая-то

деятельность (или в нем есть тенденция к совершению такой деятельности), так

или иначе связанная с разумом или подразумевающая работу разума, содержащая

в себе более или менее примитивный супрарациональный элемент, более или

менее замаскированную работу духа. На высокой стадии ментального развития

человек все-таки не является чистым ментальным существом, чистым разумом;

даже самый совершенный мыслитель не бывает и не может быть полностью или

исключительно рациональным - ибо существуют витальные импульсы, которые он

не в силах уничтожить, озарения или проблески света свыше, которые не

становятся менее супрарациональными от того, что он не понимает их

происхождения. Когда речь идет не о божестве, но о максимально развившем

свои возможности человеке, которого коснулся луч божественного света, самая

духовность человека, независимо от степени ее преобладания, обязательно

содержит (пока он по-прежнему остается человеком, не достигшим вершины

эволюции) свои рациональные и инфрарациональные тенденции и элементы. С

периодами же общественного развития человечества дело обстоит точно так же,

как и со стадиями психологиче-ской жизни индивидов: они могут отличаться

друг от друга по признаку преобладающего действия одного из элементов,

который превосходит силой другие или поглощает их, или вступает с ними в

некий компромисс, однако исключительная деятельность такого элемента,

похоже, не предполагалась изначально и на практике не осуществима.

Таким образом, в инфрарациональном периоде человеческого и социального

развития вовсе не должны отсутствовать присущие ему элементы - действенные

элементы - разума и духовности. Даже дикарь, будь то первобытный человек или

дегенерат, имеет некое связное представление об этом и потустороннем мирах,

теорию жизни и религии. Нам, людям с более развитым рациональным умом, его

теория жизни может показаться непоследовательной, поскольку мы утратили

лежащий в ее основе взгляд на вещи и принцип связи ее идей. Но она, тем не

менее, является продуктом разума, и в пределах этой теории человек способен

вполне успешно мыслить как на абстрактном, так и на практическом уровне, а

также формировать четкую этическую идею и мотив, некоторые эстетические

представления и стройную систему общества - жалкую и варварскую, на наш

взгляд, но достаточно хорошо продуманную и выстроенную для того, чтобы

служить своим простым целям. Мы можем не видеть элемент разума и в

примитивной теории жизни или духовности в варварской религии, поскольку они

кажутся нам целиком созданными из символов и форм, которым эти неразвитые

умы придают суеверный смысл. Но это происходит потому, что на данной стадии

развития разум не совершенен и ограничен в своем действии, а элемент

духовности примитивен или неразвит и еще не обладает самосознанием; чтобы

надежно сохранить плоды их деятельности и сделать последние реальными и

конкретными для своего ума и духа, первобытный человек вынужден облекать их

в символы и формы, за которые он цепляется с дикарским трепетом и

благоговением, поскольку только они могут стать для него ориентирами,

направляющими его жизнь. Ибо в нем преобладает инфрарациональная жизнь

инстинкта, витальной интуиции и импульса, механического обычая и традиции -

все остальные части его существа должны привести все это в первичный порядок

и озарить первыми проблесками света. Не-очищенный разум и непросвещенный дух

не могут работать в нем, осуществляя свои собственные цели: они являются

рабами его инфрарациональной природы.

На более высоком уровне развития или при повторном прохождении уже

пройденной стадии ради осуществления более полной эволюции (дикарь в наше

время находится, вероятно, не в состоянии первобытного примитивного

человека, но в состоянии рецидива примитивности, возвращения к ней1)

инфрарациональный век общества может породить цивилизацию очень высокого

уровня.