отнести ни к одной из этих стадий - до тех
пор, пока он не превзойдет себя, не разовьется в сверхчеловека, иными
словами, не одухотворит и не обожествит все свое существо. На низшей,
животной стадии развития он по-прежнему остается своего рода мыслящим или
рассуждающим животным; даже инфрарациональный человек не может быть
полностью инфрарациональным, поскольку в нем осуществляется какая-то
деятельность (или в нем есть тенденция к совершению такой деятельности), так
или иначе связанная с разумом или подразумевающая работу разума, содержащая
в себе более или менее примитивный супрарациональный элемент, более или
менее замаскированную работу духа. На высокой стадии ментального развития
человек все-таки не является чистым ментальным существом, чистым разумом;
даже самый совершенный мыслитель не бывает и не может быть полностью или
исключительно рациональным - ибо существуют витальные импульсы, которые он
не в силах уничтожить, озарения или проблески света свыше, которые не
становятся менее супрарациональными от того, что он не понимает их
происхождения. Когда речь идет не о божестве, но о максимально развившем
свои возможности человеке, которого коснулся луч божественного света, самая
духовность человека, независимо от степени ее преобладания, обязательно
содержит (пока он по-прежнему остается человеком, не достигшим вершины
эволюции) свои рациональные и инфрарациональные тенденции и элементы. С
периодами же общественного развития человечества дело обстоит точно так же,
как и со стадиями психологиче-ской жизни индивидов: они могут отличаться
друг от друга по признаку преобладающего действия одного из элементов,
который превосходит силой другие или поглощает их, или вступает с ними в
некий компромисс, однако исключительная деятельность такого элемента,
похоже, не предполагалась изначально и на практике не осуществима.
Таким образом, в инфрарациональном периоде человеческого и социального
развития вовсе не должны отсутствовать присущие ему элементы - действенные
элементы - разума и духовности. Даже дикарь, будь то первобытный человек или
дегенерат, имеет некое связное представление об этом и потустороннем мирах,
теорию жизни и религии. Нам, людям с более развитым рациональным умом, его
теория жизни может показаться непоследовательной, поскольку мы утратили
лежащий в ее основе взгляд на вещи и принцип связи ее идей. Но она, тем не
менее, является продуктом разума, и в пределах этой теории человек способен
вполне успешно мыслить как на абстрактном, так и на практическом уровне, а
также формировать четкую этическую идею и мотив, некоторые эстетические
представления и стройную систему общества - жалкую и варварскую, на наш
взгляд, но достаточно хорошо продуманную и выстроенную для того, чтобы
служить своим простым целям. Мы можем не видеть элемент разума и в
примитивной теории жизни или духовности в варварской религии, поскольку они
кажутся нам целиком созданными из символов и форм, которым эти неразвитые
умы придают суеверный смысл. Но это происходит потому, что на данной стадии
развития разум не совершенен и ограничен в своем действии, а элемент
духовности примитивен или неразвит и еще не обладает самосознанием; чтобы
надежно сохранить плоды их деятельности и сделать последние реальными и
конкретными для своего ума и духа, первобытный человек вынужден облекать их
в символы и формы, за которые он цепляется с дикарским трепетом и
благоговением, поскольку только они могут стать для него ориентирами,
направляющими его жизнь. Ибо в нем преобладает инфрарациональная жизнь
инстинкта, витальной интуиции и импульса, механического обычая и традиции -
все остальные части его существа должны привести все это в первичный порядок
и озарить первыми проблесками света. Не-очищенный разум и непросвещенный дух
не могут работать в нем, осуществляя свои собственные цели: они являются
рабами его инфрарациональной природы.
На более высоком уровне развития или при повторном прохождении уже
пройденной стадии ради осуществления более полной эволюции (дикарь в наше
время находится, вероятно, не в состоянии первобытного примитивного
человека, но в состоянии рецидива примитивности, возвращения к ней1)
инфрарациональный век общества может породить цивилизацию очень высокого
уровня.