свободу; а глубочайший смысл свободы
заключается в возможности развиваться и расти к совершенству согласно закону
своей собственной природы, дхарме. Такую свободу духовность даст всем
основным частям нашего существа. Она предоставит философии и науке такую
свободу, которую предоставляла древняя индийская религия (при желании даже
свободу отрицать дух), при которой философия и наука в древней Индии никогда
не чувствовали потребности отделиться от религии, но скорее врастали в нее и
тянулись к ее свету. Такую же свободу духовность даст поискам политического
и социального идеала и всем прочим силам и стремлениям человека. Только ей
придется просвещать их так, чтобы они развивались к свету и закону духа не
через подавление и ограничение, но через исследование себя, постепенное
саморасширение и многостороннее раскрытие своих величайших, высочайших и
глубочайших возможностей. Ибо все они суть возможности духа.
Глава XVIII. Инфрарациональный век цикла
Следовательно, именно в духовности заключается конечная цель нашей
жизни, наша единственная надежда на совершенство как индивида, так и
человека общественного; не в духе, который ради личного своего
удовлетворения отворачивается от земной жизни и ее трудов, но в том более
высоком духе, который превосходит, но при этом принимает и осуществляет их.
Духовность, которая вберет в себя человеческий рационализм, эстетизм, этику,
витализм, телесность, тягу к знанию, влечение к прекрасному, потребность в
любви, стремление к совершенству, стремление к могуществу и полноте жизни и
существования, духовность, которая раскроет этим плохо согласованным силам
их божест-венный смысл и объяснит условия, необходимые для перехода в
божес-твенное состояние, примирит их все друг с другом, озарит перед каждой
ее путь, ныне погруженный в густой полумрак и совсем не видимый или видимый
в искаженном свете - является силой, которую даже излишне самодостаточный
человеческий разум сможет принять (или, по крайней мере, однажды будет
вынужден принять) как верховного правителя и увидеть в ней свой собственный
высший свет, свой собственный неиссякаемый источник. Именно такая
перспектива предстает перед нами как логическое завершение, неизбежный
результат развития и осуществления всего, к чему направлены индивидуальные и
коллективные усилия человека. Успешное развитие зарождающейся в человечестве
духовности, пребывающей пока в зачаточной, ранней стадии, является вероятной
перспективой эволюции- и в век субъективизма человечество начинает
пробуждаться к осознанию этой возможности или обнаруживать первую глубокую
тенденцию к возвращению на этот виток цикла. Все более глубокое, широкое,
высокое, более одухотворенное субъективное понимание индивидуального и
общественного 'я' и его жизни и все более частое обращение к духовному свету
и духовным средствам для окончательного решения всех проблем - единственный
путь к истинному социальному совершенству. Со свободным правле-нием, иными
словами, преобладающим руководством, контролем и влиянием развитого
духовного человека - не полуодухотворенного священника, святого, пророка или
примитивного приверженца веры - связываем мы нашу надежду на божественное
водительство для человечества. Лишь одухотворенное общество сможет привести
к установлению индивидуальной гармонии и общественного счастья; или, иными
словами (словами, которые наиболее точно выражают смысл, хотя разум и
страсти склонны извращать их), к новому роду теократии, царству Божию на
земле - теократии, которая будет управлять человечеством через Божественное,
живущее в сердцах и умах людей.
Конечно, новый век не наступит легко и просто или в результате
внезапной,полностью всех устраивающей перемены, магической транс-формации,
каких люди всегда тщетно ожидали от каждого нового великого перелома и
революции в политике и обществе. Пришествие его, однако, действительно будет
сродни чуду, как и все подобные глубокие изменения и грандиозные события,
ибо они производят впечатление некой осуществленной невозможности. Но Бог
совершает все чудеса путем развития скрытых возможностей, которые долго
подготавливаются, по крайней мере во всех своих элементах, а в конце путем
стремительного выявления и сведения их воедино таким образом, что в своем
слиянии они образуют новую форму, новое имя и