Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

ать первым нашим

средством для достижения духовного единства человека с человеком. Некоторые

религиозные учения поняли эту истину, смело приняли эти идеалы любви и

применили их к сфере отношений человеческой души с Богом. В процессе

обращения, высвобожденные из своих нынешних социальных и материальных форм и

возвышенные, они могут стать для нас не жалкими земными отношениями, какими

являются ныне, но глубокими, прекрасными и восхитительными проявлениями Бога

в человеке, реализующем себя в жизни. Все экономическое развитие самой жизни

в конечном счете предстает как попытка избавиться от животного убожества и

скудости, которые являются следствием нищеты, и дать человеку божественную

свободу и досуг, достойный богов. Эта попытка, безусловно, реализуется

неверным путем, сопряженным со многими отвратительными обстоятельствами, но

тем не менее за ней смутно просматривается идеал. Сама политика, эта явная

игра противоборствующих интересов, по-строенная на обмане и шарлатанстве,

может быть широким полем для абсолютного идеализма. А патриотизм? - если

говорить не об инстинктах, зачастую безобразных, из которых он исходит и

которым упорно следует до сих пор, но о тех его сторонах, которые

заключаются в поклонении, самоотдаче, дисциплине, самопожертвовании? Великие

политические идеалы человека - монархия, аристократия, демократия, взятые

отдельно от эгоизма, которому они служат, и от рациональных и практических

оправданий, которые берут на вооружение, - имели в своей основе совершенный

идеал, некий проблеск абсолютной истины и учили преданности, верности,

готовности отказаться от всего личного ради идеи, которая внушала людям

готовность страдать и умереть за нее. Война и борьба служили школами

героизма; они сохранили героическое в человеке, они создали ks.atriyaРh.

tyaktajivitaРh., если применить выражение из санскритской эпической поэмы, -

сильных и мужественных людей, которые отказались от земной жизни ради дела;

ибо без героизма человек не может развиться в Божество. Смелость, энергия и

сила значатся среди самых главных принципов божественной природы в действии.

Вся эта грандиозная витальная, политическая, экономическая жизнь человека со

своими двумя движущими силами, соревновательной и кооперативной, слепо

движется к некой реализации силы и единства - а следовательно, в двух

божественных направлениях. Ибо Божественное в жизни есть Сила, обладающая

властью над собой, но также и властью над Его миром, и человек и

человечество также стремятся обрести власть над своим миром и своей средой

существования. Опять-таки, в Божественном осуществлении есть и должно быть

единство, и идеал человеческого единства тоже начинает вырисовываться вдали,

пусть еще смутно. Нации, явля-ющиеся соревновательными единицами, порой

чувствуют, правда, еще слабо, потребность слиться в более великой

объединенной жизни человеческой расы.

Несомненно, все эти процессы происходят на низшем

полурациональном-полуинфрарациональном уровне, хотя и озаренном слабыми

проблесками света свыше, но пока это еще грубое, примитивное движение, не

сознающее собственной сути и руководствующееся маловозвышенными мотивами.

Все формируется крайне несовершенно, в хаотичной борьбе жизненных сил и под

влиянием идей, которые представляют собой смутные проблески интеллекта;

предлагаемые же средства слишком механистичны, а цели слишком материальны -

т.е. не принимается во внимание та истина, что во внешней жизни результат

может прочно закрепиться только в том случае, если он опирается на

внутреннюю реальность. Но так развивалась жизнь в прошлом и именно так

должна развиваться на первых порах. Поначалу жизнь формируется вокруг

эгоистического мотива, а присущий эго инстинкт расширения является первым

средством установления контактов между людьми; борьба за право владения была

первым грубым средством объединения людей - агрессивное самоутверждение

малого 'я' стало первым шагом к развитию более широкого 'я'. Таким образом,

все было полуупорядоченной-полухаотичной борьбой за существование,

скорректированной потребностью и инстинктом объединения, борьбой отдельных

индивидов, кланов, племен, партий, наций, идей, цивилизаций, культур,

идеалов, религий, которые все самоутверждались, все вынужденно вступали в

контакты, связи и