ать первым нашим
средством для достижения духовного единства человека с человеком. Некоторые
религиозные учения поняли эту истину, смело приняли эти идеалы любви и
применили их к сфере отношений человеческой души с Богом. В процессе
обращения, высвобожденные из своих нынешних социальных и материальных форм и
возвышенные, они могут стать для нас не жалкими земными отношениями, какими
являются ныне, но глубокими, прекрасными и восхитительными проявлениями Бога
в человеке, реализующем себя в жизни. Все экономическое развитие самой жизни
в конечном счете предстает как попытка избавиться от животного убожества и
скудости, которые являются следствием нищеты, и дать человеку божественную
свободу и досуг, достойный богов. Эта попытка, безусловно, реализуется
неверным путем, сопряженным со многими отвратительными обстоятельствами, но
тем не менее за ней смутно просматривается идеал. Сама политика, эта явная
игра противоборствующих интересов, по-строенная на обмане и шарлатанстве,
может быть широким полем для абсолютного идеализма. А патриотизм? - если
говорить не об инстинктах, зачастую безобразных, из которых он исходит и
которым упорно следует до сих пор, но о тех его сторонах, которые
заключаются в поклонении, самоотдаче, дисциплине, самопожертвовании? Великие
политические идеалы человека - монархия, аристократия, демократия, взятые
отдельно от эгоизма, которому они служат, и от рациональных и практических
оправданий, которые берут на вооружение, - имели в своей основе совершенный
идеал, некий проблеск абсолютной истины и учили преданности, верности,
готовности отказаться от всего личного ради идеи, которая внушала людям
готовность страдать и умереть за нее. Война и борьба служили школами
героизма; они сохранили героическое в человеке, они создали ks.atriyaРh.
tyaktajivitaРh., если применить выражение из санскритской эпической поэмы, -
сильных и мужественных людей, которые отказались от земной жизни ради дела;
ибо без героизма человек не может развиться в Божество. Смелость, энергия и
сила значатся среди самых главных принципов божественной природы в действии.
Вся эта грандиозная витальная, политическая, экономическая жизнь человека со
своими двумя движущими силами, соревновательной и кооперативной, слепо
движется к некой реализации силы и единства - а следовательно, в двух
божественных направлениях. Ибо Божественное в жизни есть Сила, обладающая
властью над собой, но также и властью над Его миром, и человек и
человечество также стремятся обрести власть над своим миром и своей средой
существования. Опять-таки, в Божественном осуществлении есть и должно быть
единство, и идеал человеческого единства тоже начинает вырисовываться вдали,
пусть еще смутно. Нации, явля-ющиеся соревновательными единицами, порой
чувствуют, правда, еще слабо, потребность слиться в более великой
объединенной жизни человеческой расы.
Несомненно, все эти процессы происходят на низшем
полурациональном-полуинфрарациональном уровне, хотя и озаренном слабыми
проблесками света свыше, но пока это еще грубое, примитивное движение, не
сознающее собственной сути и руководствующееся маловозвышенными мотивами.
Все формируется крайне несовершенно, в хаотичной борьбе жизненных сил и под
влиянием идей, которые представляют собой смутные проблески интеллекта;
предлагаемые же средства слишком механистичны, а цели слишком материальны -
т.е. не принимается во внимание та истина, что во внешней жизни результат
может прочно закрепиться только в том случае, если он опирается на
внутреннюю реальность. Но так развивалась жизнь в прошлом и именно так
должна развиваться на первых порах. Поначалу жизнь формируется вокруг
эгоистического мотива, а присущий эго инстинкт расширения является первым
средством установления контактов между людьми; борьба за право владения была
первым грубым средством объединения людей - агрессивное самоутверждение
малого 'я' стало первым шагом к развитию более широкого 'я'. Таким образом,
все было полуупорядоченной-полухаотичной борьбой за существование,
скорректированной потребностью и инстинктом объединения, борьбой отдельных
индивидов, кланов, племен, партий, наций, идей, цивилизаций, культур,
идеалов, религий, которые все самоутверждались, все вынужденно вступали в
контакты, связи и