неизбежным и предопределенным следствием
этого движения стали атеизм и отделение церкви от государства. Поставив в
начале под сомнение конвенциональные формы религии, посредничество
священнослужителей между Богом и душой и подмену авторитета Священного
Писания авторитетом Папы, освобождающаяся мысль не могла не пойти дальше и
не усомниться в самом Писании, а затем и во всякой вере в
сверхъестественное, религиозной вере или сверхрациональной истине не меньше,
чем в формальной доктрине и институте церкви.
Ибо эволюция Европы определялась скорее Ренессансом, чем Реформацией;
своим расцветом в эпоху Возрождения она обязана возвращению и мощному
подъему древнего греко-римского менталитета, а не иудейскому и
религиозно-этическому характеру периода Реформации. Ренессанс вернул Европе,
с одной стороны, вольную любознательность греческого ума, его упорное
стремление найти первоначала и рациональные законы, радость
интеллектуального исследования действительности при помощи непосредственного
наблюдения и индивидуального рассуждения; с другой стороны - широкую
практичность Рима и его способность приводить жизнь в гармонию с
соображениями материальной пользы и здравого смысла. Но обеим этим ли-ниям
развития Европа следовала со страстью, серьезностью, нравственным и почти
религиозным пылом (не свойственными древнему греко-римскому менталитету),
которыми была обязана многим векам иудейско-христианского порядка. Таковы
были источники, к которым обратилось западное общество индивидуалистического
века в поисках того принципа устройства и управления, в котором нуждается
всякое человеческое общество и который в более древние времена человечество
пыталось осуществить сначала воплощая в жизни фиксированные символы истины,
затем создавая этический тип и дисциплину, и наконец устанавливая
непогрешимый авторитет или стереотипную конвенцию.
Очевидно, что неограниченная свобода индивидуального знания или мнения
при отсутствии каких-либо внешних критериев или ка-кой-либо общепризнанной и
основополагающей истины представляет опасность для нашей несовершенной
расы1. Вероятно, она приведет скорее к постоянным колебаниям в мыслях и
неустойчивости мнения, чем к постепенному проявлению истинной сути вещей.
Равным образом попытка добиться социальной справедливости, решительно
отстаивая личные права или классовые интересы и желания, может обернуться
постоянным противостоянием и революцией и закончиться непомерными
притязаниями каждого человека или класса на свободу жить своей собственной
жизнью и осуществлять свои собственные идеи и желания, что приведет к
серьезному расстройству и тяжелой болезни социального организма. Поэтому в
каждый из индивидуалистических периодов человечество должно выполнить два
главных условия. Во-первых, оно должно найти общий критерий Истины, с
которым согласится каждый индивид в силу своего внутреннего убеждения, без
физического принуждения или давления иррационального авторитета. Во-вторых,
оно должно открыть некий принцип общественного строя, который также будет
основываться на некой общепринятой истине. Необходим строй, который сможет
обуздать индивидуальные желания и волю тем, что по крайней мере установит
для них некий интеллектуальный и моральный критерий; эти две могучие и
опасные силы должны пройти проверку данным критерием, прежде чем обрести
какое-либо право отстаивать свои притязания. Взяв абстрактную и научную
мысль в качестве средства, а стремление к социальной справедливости и
разумной практической выгоде - как двигатель духа, прогрессивные народы
Европы отправились на поиски этого знания и этого закона.
Они нашли то, что искали, в открытиях естественной Науки, и с
воодушевлением взяли это на вооружение. Триумфальное шествие европейской
Науки в девятнадцатом веке, ее неоспоримая победа, потрясшая все основы,
объясняются той абсолютной полнотой, с какой она, казалось, удовлетворила
(пусть временно) двойственную потребность западного ума. Этому уму казалось,
что Наука успешно завершила его поиски двух принципов индивидуалистической
эпохи. Наконец-то истина вещей не зависела от сомнительного Писания или
подверженного заблуждениям человеческого авторитета - она выражалась в том,
что начертала сама Мать-Природа