всего гордились
своим искусством, поэзией и философией и дорожили ими не меньше, а то и
больше, чем своей политической свободой или величием. Азия тоже высоко
ценила три эти силы и непомерно гордилась своей общественной организацией,
но ценила много больше и превозносила и почитала гораздо ревностней своих
святых, религиозных деятелей и мыслителей, своих героев духа. Современный
мир более всего гордится своей экономической организацией, политической
свободой, общественным устройством и прогрессом, налаженностью и комфортом
своей социальной и семейной жизни, своей наукой - но наукой главным образом
в применении к практической жизни, т.е. за созданные ею инструменты и
приспособления: железные дороги, телеграфы, пароходы и прочие тысячу и одно
новшество, бесчисленные изобретения и механизмы, которые помогают человеку
овладевать физическим миром. В этом состоит вся разница между древним и
современным взглядом на жизнь.
От этого зависит очень многое; ибо если практический и витальный взгляд
на жизнь и общество является верным, если общество существует исключительно
или главным образом ради материального обеспечения и благополучия,
витального счастья, эффективной политической и экономической деятельности
рода человеческого, тогда наша идея, что жизнь есть поиск Бога и высочайшего
'я' и что общество также должно однажды взять это положение за свой принцип,
оказывается несостоятельной. Современное общество - по крайней мере в своем
сознательном стремлении к цели - довольно далеко от любой попытки прийти к
мысли такого рода; сколь бы велики ни были его достижения, оно признает лишь
два божества: жизнь и практичес-кий разум, организованный под именем науки.
Поэтому к этой вели-кой первичной силе - жизненной силе во всех ее
проявлениях - мы должны отнестись с особым вниманием, чтобы понять, чтоv она
представляет собой на самом деле и чтоv - в видимом своем проявлении.
Витальная сила в видимом своем проявлении нам достаточно хорошо знакома; ибо
она составляет саму плоть, ткань и форму современной повседневной жизни. Ее
главные идеалы - физические блага и витальное благополучие индивида и
общества, полное удовлетворение желаний для обеспечения телесного здоровья,
долголетия, комфорта, роскоши, богатства, развлечения и отдыха, постоянное и
неустанное использование умственных способностей и динамической жизненной
силы в доходной работе и производстве и - как ярчайшие вспышки этой кипучей
и всепоглощающей энергии - творческая деятельность и завоевания разного
рода, войны, вторжения, колонизация, открытия, коммерческие победы,
путешествия, рискованные предприятия, полное обладание земным миром и
эксплуатация его богатств. Вся эта жизнь по-прежнему берет за основу своей
организации старые формы существования - семью, общество, нацию - и
приводится в движение двумя импульсами: индивидуалистическим и коллективным.
Первичный импульс жизни - индивидуалистический; он превращает семейную,
социальную и национальную жизнь в средство наиболее полного удовлетворения
витального индивида. В семье индивид ищет удовлетворения витального
инстинкта обладания, а равно радости любви и дружбы и осуществления другого
своего витального инстинкта - инстинкта размножения. Приобретения человека
здесь заключаются в обладании женой, слугами, домом, богатством, поместьями,
в воспроизведении своих внутренних и внешних качеств в потомстве, в
продолжении своей деятельности в жизни детей и в передаче им своих
приобретений и имущества; кроме того, он получает витальные и физические
удовольствия и более возвышенное наслаждение теплыми чувствами и любовью,
которым семейная жизнь открывает полный простор. В обществе человек получает
возможность менее интимного, но более полного выражения себя и своих
инстинктов. Оно предоставляет человеку более широкое поле для дружеских
отношений, взаимного обмена, совместных усилий и производства,
индивидуальной или коллективной реализации, удовлетворения эмоциональных
потребнос-тей, игры чувств и регулярного развлечения - тех преимуществ,
которые привязывают его к социальному существованию. В нации и ее составных
частях человек находит средства для не столь непосредственного, но все же
более полного выражения чувства силы и власти. Если он обладает силой, он
находит там славу, превосходство,