возможной мощью, напряженностью и размахом. В
первую очередь он должен настойчиво стремиться к тому, чтобы жить и
обеспечить для себя место в мире - для себя и рода человеческого; во-вторых,
заняв свое место в мире, он должен овладевать, производить и наслаждаться
все больше и больше; и, наконец, охватить своим влиянием всю земную жизнь и
подчинить ее своей власти; в этом заключается и должна заключаться его
главная практическая задача. Именно это пытались выразить дарвинисты в своей
идее борьбы за существование. Но борьба ведется не просто за то, чтобы
выжить и жить, но за то, чтобы расти в силе, наслаждаться и обладать; закон
этой борьбы подразумевает и использует не только принцип и инстинкт эгоизма,
но и сопутствующий принцип и инстинкт объединения. Человеческой жизнью
движут два равно мощных импульса: один - индивидуалистического
самоутверждения, другой - кол-лективного самоутверждения; их действие
проявляется в виде борьбы, но также в виде взаимной помощи и объединенных
усилий. Жизнь использует две различные, но в конце концов сливающиеся в одну
формы деятельности, два мотива, которые кажутся противоположными, но на
самом деле всегда сосуществуют, а именно соревновательное усилие и
кооперативное усилие. Именно этот динамизм жизни предопределил всю структуру
человеческого общества, а долговечность, энергия и развитие всех обществ
зависят от продолжительности и мощи, с которой действует такой динамизм.
Когда эта жизненная энергия в обществе иссякает и эти движущие силы
утрачивают свою мощь, тогда все начинает ослабевать, закосневать и в конце
концов двигаться к распаду.
Современная европейская идея общества основана на признании главной и
господствующей роли этого витального динамизма в формировании и поддержании
общества; ибо европеец - с тех пор, как германский ум и характер подчинил
своему влиянию Западную Евро-пу, - был в основе своей практическим,
динамическим и деятельным человеком, витальным по самой сути своего мышления
и своей природы. Все остальное было прекрасным цветком его жизни и культуры;
это же было корнем и стволом его существования; и в настоящее время эта
правда о характере европейца, всегда неявно присутствовавшая, стремительно и
агрессивно всплыла на поверхность и восторжествовала над традициями
христианского благочестия и западноевропейской культуры. И все значение
великой экономической и политической цивилизации девятнадцатого века
заключалось в том, что этот витальный человек, со всеми своими мотивами,
громко заявил о себе и стал играть ведущую роль в обществе. Для
практического человека жизнь в общес-тве состоит из трех видов деятельности:
это семейная и социальная жизнь человека (социальная в смысле его обычных
отношений с окружающими, в которых он выступает и как отдельный индивид, и
как член одной семьи среди множества других семей); его экономическая
деятельность как производителя, добытчика и потребителя материальных
ценностей; и его политическая деятельность и политический статус. Для
практического человека общество в сущности есть способ организации этих трех
видов деятельности, и не более того. Образование и наука, культура, этика,
эстетика, религия занимают отведенное им место как вспомогательные средства
жизни, которые должны направлять, улучшать и украшать ее, утешать ее в
трудах, тяготах и печалях, но они не являются частью самой ее субстанции, не
числятся среди внутренне присущих ей целей. Единственной целью жизни
является сама жизнь.
Древние придерживались другой, в действительности диаметрально
противоположной точки зрения. Хотя они признавали огромную значимость
основной деятельности (в Азии главным образом общественной, в Европе -
политической), как должно признавать любое общество, поскольку именно в этом
заключается залог жизни и процветания, все же они не считали ее основной в
высшем смысле этого слова; эта деятельность была первым, но не главным делом
человека. Древние видели в земной жизни возможность для развития
рационального, этического, эстетического и духовного существа. Греки и
римляне придавали особое значение только первым трем; Азия пошла дальше,
поставила и эти три в подчиненное положение и рассматривала их как ступени
на пути к духовному совершенству. Греки и римляне превыше