Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

и философии, а равно и всей нашей

настойчивой тяги к знанию.

Но все это, похоже, лежит за пределами нашего обычного и привычного

существования; это уровень, до которого мы силимся развиться, но он как

будто не имеет ничего общего с обычным характером, естественным поведением

или внешними обcтоятельствами индивида и общества в их обычном самосознании

и повседневной жизни. То жизнь практическая, а не идеалистическая; ее

занимают не благо, красота, духовный опыт, высшая истина, но утилитарные

интересы, физические нужды, желания, жизненные потребности. Это для нее

реально, все прочее представляется слегка туманным; этому посвящает она свои

обычные труды, всем же прочим занимается на досуге; это составляет самое

вещество, из которого она создана, а все прочее служит для ее украшения и

необязательного внешнего убранства. Всему этому прочему общество отводит

определенное место в жизни, но не отдает душу. Оно принимает этику как

сдерживающую силу, оказывающую влияние на жизнь общества, но не живет ради

этического блага; подлинные его божества - витальная потребность,

утилитарная польза и плотские желания. Если в своей жизни общество отчасти и

руководствуется этическими законами, то только потому, что иначе витальная

потребность, желание и утилитарные интересы, требующие собственного

удовлетворения через эгоизмы многочисленных индивидов, стали бы сталкиваться

между собой и разрушать свои собственные цели; оно не видит необходимости в

том, чтобы сделать свою жизнь полностью этической. Еще меньше общество

интересуется прекрасным; даже если оно и признает красоту вещей, служащих

для украшения и развлечения, для увеселения и услады взора, слуха и ума, оно

не испытывает настоятельной потребности сделать прекрасной всю свою жизнь.

Религии общество отводит определенное место и право участия в жизни - по

церковным праздникам, в церкви или храме, на закате дней, когда ввиду

старости и близости смерти мысли человека неудержимо влекутся прочь от мира

земного к потустороннему, в установленные дни недели или часы дня, когда оно

находит уместным на мгновение отвлечься от мирских дел и подумать о Боге; но

сделать всю жизнь религией, постоянной мыслью о Боге и поисками Бога - такая

попытка по-настоящему не осуществлена даже в тех обществах, которые, подобно

индийскому, провозглашают духовность своей целью и принципом существования.

Философию общество принимает еще более отстраненно; и если в наше время оно

и увлекается страстно наукой, то только потому, что последняя в значительной

мере способствует удовлетворению его витальных желаний, потребностей и

интересов; однако к поискам жизни, всецело подчиненной науке, оно обращается

не больше, чем к поискам жизни всецело этической. Более серьезную попытку

продвинуться в любом из этих направлений общество предоставляет совершить

индивиду, немногим избранным личностям и индивидам определенного типа -

святому, этическому человеку, художнику, мыслителю, религиозному человеку;

оно отводит им место в жизни, выражает свое некоторое почтение, выделяет

пространство для их деятельности, но само довольствуется тем, что в основном

следует изначально присущему ему принципу витального удовлетворения,

витальной потребности и пользы, витальной действенности.

Причина этого состоит в том, что здесь мы сталкиваемся с иной силой

нашего существа, которая отличается от этической, эстетиче-ской,

рациональной и религиозной - с силой, которая, даже если мы признаем ее

низшей в сравнении с остальными, все равно настаивает на собственной своей

реальности и имеет не только право на существование, но и право

удовлетворять свои потребности и реализовываться. На самом деле это

первичная сила, основа нашего существования на земле - именно она служит

источником и основой для всех прочих сил нашего существа. Это - жизненная

сила в нас, витальная, динамичная природа человека. Весь ее принцип и вся

цель заключаются в том, чтобы быть, утверждать свое существование, расти,

расширяться, обладать и наслаждаться; присущие ей признаки - это развитие

существа, наслаждение и сила. Здесь сама жизнь есть Существо, которое

трудится в Материи, чтобы выразить себя как сознательную силу; человеческая

жизнь есть человек, который работает, стремясь запечатлеть себя в

материальном мире со всей