и философии, а равно и всей нашей
настойчивой тяги к знанию.
Но все это, похоже, лежит за пределами нашего обычного и привычного
существования; это уровень, до которого мы силимся развиться, но он как
будто не имеет ничего общего с обычным характером, естественным поведением
или внешними обcтоятельствами индивида и общества в их обычном самосознании
и повседневной жизни. То жизнь практическая, а не идеалистическая; ее
занимают не благо, красота, духовный опыт, высшая истина, но утилитарные
интересы, физические нужды, желания, жизненные потребности. Это для нее
реально, все прочее представляется слегка туманным; этому посвящает она свои
обычные труды, всем же прочим занимается на досуге; это составляет самое
вещество, из которого она создана, а все прочее служит для ее украшения и
необязательного внешнего убранства. Всему этому прочему общество отводит
определенное место в жизни, но не отдает душу. Оно принимает этику как
сдерживающую силу, оказывающую влияние на жизнь общества, но не живет ради
этического блага; подлинные его божества - витальная потребность,
утилитарная польза и плотские желания. Если в своей жизни общество отчасти и
руководствуется этическими законами, то только потому, что иначе витальная
потребность, желание и утилитарные интересы, требующие собственного
удовлетворения через эгоизмы многочисленных индивидов, стали бы сталкиваться
между собой и разрушать свои собственные цели; оно не видит необходимости в
том, чтобы сделать свою жизнь полностью этической. Еще меньше общество
интересуется прекрасным; даже если оно и признает красоту вещей, служащих
для украшения и развлечения, для увеселения и услады взора, слуха и ума, оно
не испытывает настоятельной потребности сделать прекрасной всю свою жизнь.
Религии общество отводит определенное место и право участия в жизни - по
церковным праздникам, в церкви или храме, на закате дней, когда ввиду
старости и близости смерти мысли человека неудержимо влекутся прочь от мира
земного к потустороннему, в установленные дни недели или часы дня, когда оно
находит уместным на мгновение отвлечься от мирских дел и подумать о Боге; но
сделать всю жизнь религией, постоянной мыслью о Боге и поисками Бога - такая
попытка по-настоящему не осуществлена даже в тех обществах, которые, подобно
индийскому, провозглашают духовность своей целью и принципом существования.
Философию общество принимает еще более отстраненно; и если в наше время оно
и увлекается страстно наукой, то только потому, что последняя в значительной
мере способствует удовлетворению его витальных желаний, потребностей и
интересов; однако к поискам жизни, всецело подчиненной науке, оно обращается
не больше, чем к поискам жизни всецело этической. Более серьезную попытку
продвинуться в любом из этих направлений общество предоставляет совершить
индивиду, немногим избранным личностям и индивидам определенного типа -
святому, этическому человеку, художнику, мыслителю, религиозному человеку;
оно отводит им место в жизни, выражает свое некоторое почтение, выделяет
пространство для их деятельности, но само довольствуется тем, что в основном
следует изначально присущему ему принципу витального удовлетворения,
витальной потребности и пользы, витальной действенности.
Причина этого состоит в том, что здесь мы сталкиваемся с иной силой
нашего существа, которая отличается от этической, эстетиче-ской,
рациональной и религиозной - с силой, которая, даже если мы признаем ее
низшей в сравнении с остальными, все равно настаивает на собственной своей
реальности и имеет не только право на существование, но и право
удовлетворять свои потребности и реализовываться. На самом деле это
первичная сила, основа нашего существования на земле - именно она служит
источником и основой для всех прочих сил нашего существа. Это - жизненная
сила в нас, витальная, динамичная природа человека. Весь ее принцип и вся
цель заключаются в том, чтобы быть, утверждать свое существование, расти,
расширяться, обладать и наслаждаться; присущие ей признаки - это развитие
существа, наслаждение и сила. Здесь сама жизнь есть Существо, которое
трудится в Материи, чтобы выразить себя как сознательную силу; человеческая
жизнь есть человек, который работает, стремясь запечатлеть себя в
материальном мире со всей