относительно, следствия его противоречивы и неопределенны,
обстоятельства не однозначны. Но возможно настроить внутреннее существо на
вечное и абсолютное благо, исполнить им наше чувство и волю, чтобы
действовать, руководствуясь побуждениями, интуицией и вдохновением,
порожденными благом. Именно к этому настойчиво стремится этиче-ское существо
и именно к этому неуклонно приближается высший этический человек в своих
внутренних усилиях.
В действительности суть этики не в том, чтобы выяснять соотношение
добра и зла в действиях человека или пытаться безупречно отвечать
общественным нормам - все это лишь примитивные внешние проявления; этика
есть попытка развиваться и восходить к божественной природе. В части чистоты
этика есть страстное стремление к имманентной чистоте Божественного
существования; в части истины и справедливости она есть стремление к
сознательному единению с законом божественного знания и воли; в части
сострадания и милосердия - это движение к бесконечности и универсальности
божествен-ной любви; в части силы и мужества - воспитание божественной силы
и мощи. Вот глубинный смысл этики. Она получает высочайшее завершение, когда
существо человека претерпевает такое изменение; и тогда не действия человека
определяют качество его природы, но его природа придает ценность действиям;
тогда он перестает быть вымученно добродетельным, искусственно нравственным,
но становится естественно божественным. Так и человек активно реализует себя
и получает свое высочайшее завершение не тогда, когда им движут
инфрарациональные импульсы или рациональные интеллект и воля, но когда он
вдохновляется и направляется божественными знанием и волей, ставшими
сознательными силами его природы. А достичь этого можно (на начальных
стадиях) постижением истины, которая передается человеку интуитивным умом,
постепенно освобождающимся от посягательств эгоизма, своекорыстия, желания,
страсти и всех видов своеволия, и (на завершающих стадиях) через
супрарациональные свет и силу, которые уже не приходят извне, но постоянно
присутствуют и владеют всем существом человека. Такой была высшая цель
древних мудрецов, обладавших мудростью, которую рациональный человек и
рациональное общество отвергли, поскольку она представляла собой истину,
слишком высокую для понимания разума, и требовала усилий слишком смелых и
огромных, слишком запредельных для обычной ограниченной человеческой воли.
Поэтому с культом Добра происходит то же самое, что и с культом
Прекрасного и культом духовного. Даже на уровне первичных своих инстинктов
этическое существо уже неосознанно стремится к божественному и абсолютному;
оно стремится к абсолютному удовлетворению, оно находит свой высший свет и
средства своего проявления в чем-то, превосходящем разум, оно обретает
полноту своего осущест-вление только тогда, когда находит Бога, когда
сотворяет в человеке некий образ божественной Реальности. Восходящее от
своих инфрарациональных начал через промежуточную зависимость от разума к
своему супрарациональному завершению, этическое существо человека (как
эстетическое и религиозное) неизменно устремлено к Вечному.
Глава XVI. Супрарациональная цель жизни
Во всех этих высших сферах своей жизни человек, можно сказать, довольно
неосознанно ищет Бога. Постижение Божественного и Вечного в себе и в мире и
установление гармонии между собой и миром, приведение своего существа и
своей жизни в согласие с Бесконечным предстает в высших частях человеческой
природы как сокровенная цель и предназначение человека. Он пускается в путь,
чтобы прийти к своему высочайшему, широчайшему и наисовершеннейшему 'я'
(self), и при первом же прикосновении к этому 'я', заключенному в нем,
обнаруживает, что оно едино с некой великой Душой и Сутью (Self) Истины,
Добра и Красоты, заключенной в мире, которую мы называем именем Бога.
Постичь Бога как духовное присутствие - цель религии; прийти к гармонии с
Его вечной природой, явленной как справедливость, любовь, сила и чистота, -
цель этики; получать наслаждение и формировать себя по законам гармонии Его
вечной красоты и блаженства - цель и осуществление нашей эстетической
потребности и природы; познать Его вечные принципы истины и жить в
соответствии с ними - цель науки