Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

относительно, следствия его противоречивы и неопределенны,

обстоятельства не однозначны. Но возможно настроить внутреннее существо на

вечное и абсолютное благо, исполнить им наше чувство и волю, чтобы

действовать, руководствуясь побуждениями, интуицией и вдохновением,

порожденными благом. Именно к этому настойчиво стремится этиче-ское существо

и именно к этому неуклонно приближается высший этический человек в своих

внутренних усилиях.

В действительности суть этики не в том, чтобы выяснять соотношение

добра и зла в действиях человека или пытаться безупречно отвечать

общественным нормам - все это лишь примитивные внешние проявления; этика

есть попытка развиваться и восходить к божественной природе. В части чистоты

этика есть страстное стремление к имманентной чистоте Божественного

существования; в части истины и справедливости она есть стремление к

сознательному единению с законом божественного знания и воли; в части

сострадания и милосердия - это движение к бесконечности и универсальности

божествен-ной любви; в части силы и мужества - воспитание божественной силы

и мощи. Вот глубинный смысл этики. Она получает высочайшее завершение, когда

существо человека претерпевает такое изменение; и тогда не действия человека

определяют качество его природы, но его природа придает ценность действиям;

тогда он перестает быть вымученно добродетельным, искусственно нравственным,

но становится естественно божественным. Так и человек активно реализует себя

и получает свое высочайшее завершение не тогда, когда им движут

инфрарациональные импульсы или рациональные интеллект и воля, но когда он

вдохновляется и направляется божественными знанием и волей, ставшими

сознательными силами его природы. А достичь этого можно (на начальных

стадиях) постижением истины, которая передается человеку интуитивным умом,

постепенно освобождающимся от посягательств эгоизма, своекорыстия, желания,

страсти и всех видов своеволия, и (на завершающих стадиях) через

супрарациональные свет и силу, которые уже не приходят извне, но постоянно

присутствуют и владеют всем существом человека. Такой была высшая цель

древних мудрецов, обладавших мудростью, которую рациональный человек и

рациональное общество отвергли, поскольку она представляла собой истину,

слишком высокую для понимания разума, и требовала усилий слишком смелых и

огромных, слишком запредельных для обычной ограниченной человеческой воли.

Поэтому с культом Добра происходит то же самое, что и с культом

Прекрасного и культом духовного. Даже на уровне первичных своих инстинктов

этическое существо уже неосознанно стремится к божественному и абсолютному;

оно стремится к абсолютному удовлетворению, оно находит свой высший свет и

средства своего проявления в чем-то, превосходящем разум, оно обретает

полноту своего осущест-вление только тогда, когда находит Бога, когда

сотворяет в человеке некий образ божественной Реальности. Восходящее от

своих инфрарациональных начал через промежуточную зависимость от разума к

своему супрарациональному завершению, этическое существо человека (как

эстетическое и религиозное) неизменно устремлено к Вечному.

Глава XVI. Супрарациональная цель жизни

Во всех этих высших сферах своей жизни человек, можно сказать, довольно

неосознанно ищет Бога. Постижение Божественного и Вечного в себе и в мире и

установление гармонии между собой и миром, приведение своего существа и

своей жизни в согласие с Бесконечным предстает в высших частях человеческой

природы как сокровенная цель и предназначение человека. Он пускается в путь,

чтобы прийти к своему высочайшему, широчайшему и наисовершеннейшему 'я'

(self), и при первом же прикосновении к этому 'я', заключенному в нем,

обнаруживает, что оно едино с некой великой Душой и Сутью (Self) Истины,

Добра и Красоты, заключенной в мире, которую мы называем именем Бога.

Постичь Бога как духовное присутствие - цель религии; прийти к гармонии с

Его вечной природой, явленной как справедливость, любовь, сила и чистота, -

цель этики; получать наслаждение и формировать себя по законам гармонии Его

вечной красоты и блаженства - цель и осуществление нашей эстетической

потребности и природы; познать Его вечные принципы истины и жить в

соответствии с ними - цель науки