Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

Даже если совесть человека является творением его эволюционирующей

природы, если его представления об этическом законе подлежат изменениям и

зависят от стадии его эволюции, все же в основе этих видоизменяющихся

представлений есть нечто постоянное, что лежит в самой основе собственной

природы человека и природы мира. И если Природа в человеке и в мире является

у истоков своих инфраэтиче-ской, равно как и инфрарациональной, а на вершине

своей - супраэтической, равно как и супрарациональной, все же в этом

инфраэтичном содержится что-то, что на человеческом плане существования

становится этическим, а супраэтическое само по себе является завершением

этического и не может быть достигнуто ни одним человеком, который не прошел

долгий путь этического становления. Внизу скрыта та тайна добра во всех

вещах, к которой приближается человеческое существо и которую пытается

частично выразить через этический инстинкт и этическую идею; наверху

скрывается вечное Благо, превосходящее наши неполные и фрагментарные

этические концепции.

Наши этические импульсы и движения зарождаются, как и любые другие, в

инфрарациональном и берут начало в подсознательном. Они появляются как

инстинкт справедливости, инстинкт подчинения непонятому закону, инстинкт

самоотдачи в труде, инстинкт жертвенности и самопожертвования, инстинкт

любви, добровольного подчинения и солидарности с ближними. Человек следует

этому закону, не задумываясь поначалу над разными 'почему' и 'зачем'; он не

спрашивает согласия разума на это. На первых порах человек полагает, что это

закон, созданный силами, которые выше него и всего человечества, и вместе с

древним поэтом говорит, что не знает, откуда пришли эти законы, но знает

лишь, что они есть и пребудут вовеки и преступать безнаказанно их нельзя.

То, чего ищут инстинкты и импульсы, разум силится довести до нашего

понимания, чтобы воля смогла сознательно использовать этические импульсы, а

инстинкты превратились в этиче-ские идеи. Разум исправляет примитивные и

нередко ошибочные заблуждения этического инстинкта, разделяет и очищает

запутанные связи идей и понятий, выявляет по мере возможностей отношения,

существующие между зачастую несовместимыми нравственными идеалами человека,

пытается выступать судьей между ними и удовлетворять их противоречивые

притязания путем компромисса, создает систему и многогранный закон этической

деятельности. Все это прекрасно, это необходимая стадия нашего развития; но

в конечном счете этические идеи и сознательная этическая воля, которые разум

пытался приучить к своей власти, освобождаются от его влияния и выходят за

пределы сферы его деятельности. Всегда, даже в период полной власти и

контроля разума, они имеют эту изначально присущую им тенденцию.

Ибо этическое существо, как и все части человеческой природы, находится

в развитии и несет в себе стремление к абсолютному, божес-твенному, которого

с уверенностью достичь можно лишь в супрарациональном. Этическое существо

стремится к абсолютной чистоте, абсолютной справедливости, абсолютной

истине, абсолютной силе, абсолютной любви и самоотдаче и получает наибольшее

удовлетворение, когда может достичь всего этого в абсолютной мере, без

всяких ограничений, принуждения или компромиссов, божественным образом, во

всей бесконечной полноте, в преобразовании этического су-щества по

божественному подобию. Разум главным образом занимается тем, что лучше всего

понимает, т. е. видимым процессом, структурой, внешним действием, его

результатом и следствием, условиями, определяющими его характер, его

причиной и мотивом; на основании всего этого он судит о нравственности

поступка и нравственности совершившего поступок. Но развитое этическое

существо инстинктивно сознает, что оно стремится к некой внутренней

реальности, и внешнее действие есть только средство выражения этой

внутренней абсолютной и вечной сущности, которая обнаруживается в нас в виде

психической деятельности. Ценность наших действий заключается не столько в

видимой их природе и внешнем результате, сколько в том, что они способствуют

росту Божественного в нас. На основании внешнего трудно, и даже невозможно,

судить об абсолютной справедливо-сти, абсолютной правоте, абсолютной

чистоте, любви или бескорыстности поступка или линии поведения; ибо действие

всегда