Даже если совесть человека является творением его эволюционирующей
природы, если его представления об этическом законе подлежат изменениям и
зависят от стадии его эволюции, все же в основе этих видоизменяющихся
представлений есть нечто постоянное, что лежит в самой основе собственной
природы человека и природы мира. И если Природа в человеке и в мире является
у истоков своих инфраэтиче-ской, равно как и инфрарациональной, а на вершине
своей - супраэтической, равно как и супрарациональной, все же в этом
инфраэтичном содержится что-то, что на человеческом плане существования
становится этическим, а супраэтическое само по себе является завершением
этического и не может быть достигнуто ни одним человеком, который не прошел
долгий путь этического становления. Внизу скрыта та тайна добра во всех
вещах, к которой приближается человеческое существо и которую пытается
частично выразить через этический инстинкт и этическую идею; наверху
скрывается вечное Благо, превосходящее наши неполные и фрагментарные
этические концепции.
Наши этические импульсы и движения зарождаются, как и любые другие, в
инфрарациональном и берут начало в подсознательном. Они появляются как
инстинкт справедливости, инстинкт подчинения непонятому закону, инстинкт
самоотдачи в труде, инстинкт жертвенности и самопожертвования, инстинкт
любви, добровольного подчинения и солидарности с ближними. Человек следует
этому закону, не задумываясь поначалу над разными 'почему' и 'зачем'; он не
спрашивает согласия разума на это. На первых порах человек полагает, что это
закон, созданный силами, которые выше него и всего человечества, и вместе с
древним поэтом говорит, что не знает, откуда пришли эти законы, но знает
лишь, что они есть и пребудут вовеки и преступать безнаказанно их нельзя.
То, чего ищут инстинкты и импульсы, разум силится довести до нашего
понимания, чтобы воля смогла сознательно использовать этические импульсы, а
инстинкты превратились в этиче-ские идеи. Разум исправляет примитивные и
нередко ошибочные заблуждения этического инстинкта, разделяет и очищает
запутанные связи идей и понятий, выявляет по мере возможностей отношения,
существующие между зачастую несовместимыми нравственными идеалами человека,
пытается выступать судьей между ними и удовлетворять их противоречивые
притязания путем компромисса, создает систему и многогранный закон этической
деятельности. Все это прекрасно, это необходимая стадия нашего развития; но
в конечном счете этические идеи и сознательная этическая воля, которые разум
пытался приучить к своей власти, освобождаются от его влияния и выходят за
пределы сферы его деятельности. Всегда, даже в период полной власти и
контроля разума, они имеют эту изначально присущую им тенденцию.
Ибо этическое существо, как и все части человеческой природы, находится
в развитии и несет в себе стремление к абсолютному, божес-твенному, которого
с уверенностью достичь можно лишь в супрарациональном. Этическое существо
стремится к абсолютной чистоте, абсолютной справедливости, абсолютной
истине, абсолютной силе, абсолютной любви и самоотдаче и получает наибольшее
удовлетворение, когда может достичь всего этого в абсолютной мере, без
всяких ограничений, принуждения или компромиссов, божественным образом, во
всей бесконечной полноте, в преобразовании этического су-щества по
божественному подобию. Разум главным образом занимается тем, что лучше всего
понимает, т. е. видимым процессом, структурой, внешним действием, его
результатом и следствием, условиями, определяющими его характер, его
причиной и мотивом; на основании всего этого он судит о нравственности
поступка и нравственности совершившего поступок. Но развитое этическое
существо инстинктивно сознает, что оно стремится к некой внутренней
реальности, и внешнее действие есть только средство выражения этой
внутренней абсолютной и вечной сущности, которая обнаруживается в нас в виде
психической деятельности. Ценность наших действий заключается не столько в
видимой их природе и внешнем результате, сколько в том, что они способствуют
росту Божественного в нас. На основании внешнего трудно, и даже невозможно,
судить об абсолютной справедливо-сти, абсолютной правоте, абсолютной
чистоте, любви или бескорыстности поступка или линии поведения; ибо действие
всегда