повелел так, а не иначе? Или откуда мне знать, что это и есть смысл
Его повеления, а не ваше заблуждение или измышление, или что книга, на
которую вы ссылаетесь, вообще является Его словом и что Он когда-либо
возвещал человечеству Свою волю? А этот издревле укоренившийся уклад, о
котором вы говорите, - действительно ли он древний, действительно ли
представляет собой закон Природы или же это несовершенный продукт Времени,
превратившийся ныне в самую фальшивую из условностей? Что бы вы ни говорили,
я все-таки должен спросить, сообразуется ли все это с фактами окружающего
мира, с моим чувством справедливости, с моим пониманием истины, с моим
реальным опытом?'. И если нет, восставший человек сбрасывает с себя это
ярмо, утверждает собственное понимание истины и тем самым неизбежно
подрывает саму основу религиозного, социального, политического и на какое-то
время, возможно, даже морального уклада общества, поскольку оно основывается
на авторитетах, которые он развенчивает, и конвенциях, которые он разрушает,
а не на живой истине, способной успешно противостоять его собственной.
Вероятно, защитники старого строя правы, когда стремятся подавить его как
разрушительную силу, представляющую угрозу для безопасности общества, для
политической системы или религиозной традиции; но он стоит на своем и не
может поступать иначе, поскольку его миссия заключается в разрушении -
разрушении лжи и закладке нового фундамента ис-тины.
Однако какими личными своими качествами, какими критериями будет
руководствоваться поборник новых идей в поисках нового основания истины или
установлении новых норм? Очевидно, он будет исходить из уровня
просвещенности эпохи и всех возможных видов знания, ему доступных. В первую
очередь рост индивидуального сознания начался в области религии и
поддерживался на Западе теологической, на Востоке - философской мыслью. В
сфере общественной и политической жизни он начался с незрелого примитивного
понимания естественного права и справедливости, к которому привело
повсеместное усиление страдания или пробудившееся чувство несправедливости,
зла, всеобщего притеснения и осознание того, что существующий строй
невозможно оправдать, если оценивать его не с точки зрения установленных
конвенций и привилегий, а с любой другой точки зрения. Сначала обществом
двигали мотивы религиозного характера; силы социальные и политические,
интенсивность которых спала после того, как были быстро подавлены их первые
непродуманные и бурные проявления, воспользовались переворотом,
произведенным религиозной реформацией, последовали за ней как полезный
союзник и ждали своего часа, чтобы возглавить движение, когда духовный
импульс совсем иссякнет и - вероятно, под влиянием тех самых мирских сил,
которые он призвал себе на помощь, - утратит верное направление. Движение за
религиозную свободу в Европе отстаивало вначале ограниченное, а затем и
абсолютное право человека руководствуясь личным опытом и просветленным
разумом определять подлинный смысл священного Писания, подлинный
христианский ритуал и уклад церкви. Оно провозглашало свои требования с той
же страстью, с какой восставало против узурпации, притязаний и жестокости
церковной власти, которая претендовала на исключительное знание Писания и,
прибегая к моральному давлению и физическому насилию, стремилась навязать
непокорному индивидуальному сознанию свое собственное произвольное
толкование Слова Божия - если, конечно, последнее не превращалось в такой
трактовке совсем в другое, подменяющее его учение.В своих наиболее
сдержанных и умеренных формах восстание это породило такие компромиссы, как
неортодоксальные церкви; затем накалявшиеся страсти вызвали к жизни
кальвинистское пуританство; высочайшего же своего накала мятеж
индивидуальной религиозной мысли и воображения достиг, когда появились такие
секты, как анабаптисты, конгрегационалисты, социниане и бессчетное множество
других. На Востоке подобное движение, лишенное любого политиче-скогоили (как
явно направленное против традиционной веры) общест-венного значения, могло
привести к появлению лишь отдельных религиозных реформаторов, просвещенных
святых, новым религиозным течениям с соответствующей культурной традицией и
общественной практикой; на Западе