Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

ради Него - как составные элементы этой высочайшей Истины,

дробные части этого высочайшего и широчайшего общего мерила. Существует

Единое, в котором все эти бесчисленные запутанные противоречия, все эти

разобщенные, взаимоисключающие, переплетенные, конфликтующие идеи, силы,

тенденции, инстинкты, импульсы, аспекты, видимости, которые мы называем

жизнью, могут обрести единство в своем разнообразии, гармонию в своих

расхождениях, найти оправдание своим притязаниям, исправить свои искажения и

заблуждения, решить свои проблемы и устранить разногласия. К Единому

стремится Знание, чтобы Жизнь смогла постичь свой собственный смысл и

преобразовать себя в самое высокое и самое гармоничное выражение

божественной Реальности, какое только возможно. К нему стремится все, каждая

сила пытается по-своему найти Единое: инфрарациональное ощупью движется к

нему по линии своих инстинктов, потребностей, импульсов; рациональное

пытается поймать его в свою западню логики и порядка, выявляет и суммирует

различные его аспекты и анализирует их с целью привести к синтезу;

супрарациональное постигает вещи на высшем плане, проникает за поверхность и

вглубь вещей, чтобы там соприкоснуться с самой Реальностью, овладеть ее

сутью и сущностью и из этого тайного центра просветить все ее бесчисленные

элементы.

Эта истина наиболее легко открывается нам в Религии и Искусстве, в

культе духовного и культе прекрасного, поскольку там мы обретаем наиболее

надежное убежище от раздражающего давления внешней жизни, от ее насущных

нужд, назойливо осаждающих нас, от ее практических проблем, громогласно

заявляющих о себе. Там нам не приходится на каждом шагу соглашаться и

примиряться с некими грубыми материальными запросами, некой вульгарной, но

неизбежной потребностью текущего дня и момента. Там у нас есть время

перевести дыхание и заняться поисками Реального за видимой поверхностью

мира; там мы можем либо отвращать свой взор от временного и преходящего,

либо прозревать вечное за самим временным и преходящим; мы можем выйти за

пределы повседневной практической жизни и преобразовать наши души,

прикоснувшись к идеальному и универсальному. Мы начинаем освобождаться от

оков, мы уходим от той жизни, которая служит нам тюрьмой, где Необходимость

- наш тюремщик, а практическая польза - наш постоянный надсмотрщик; мы

получаем доступ к свободам души; мы вступаем в Господнее беспредельное

царство красоты и восторга или же овладеваем секретом абсолютного

самопостижения и раскрываемся для обладания Вечным или поклонения Ему. В

этом заключается великая ценность Религии, великая ценность Искусства и

Поэзии для человеческого духа; она заключается в их непосредственной

способности открывать духу внутреннюю истину, вести его к саморасширению и

освобождению.

Но в других сферах жизни, сферах, которые мы по невежеству нашему,

словно в насмешку, называем сугубо практической жизнью (хотя, если иметь в

виду настоящую цель нашего поиска и осуществления - Божественное, то наше

обычное поведение и понятия о жизни представляются далекими от

практических), мы еще не готовы признать универсальную истину. Нам требуется

длительное время, чтобы признать ее хотя бы частично в теории, и мы редко

готовы следовать ей на практике. Нам кажется это трудным потому, что именно

здесь, во всей нашей практической жизни, мы соглашаемся быть рабами внешней

Необходимости и всегда находим себе оправдание, когда ограничиваем нашу

мысль, волю и действие рамками сиюминутных и временных утилитарных

соображений. Однако именно здесь мы должны в конечном счете прийти к

высочайшей истине. Мы поймем в конце концов, что наша повседневная

индивидуальная и коллективная жизнь не есть некая отдельная, обособленная

сфера существования, никак не связанная с абсолютной и идеальной

реальностью. Напротив, мы никогда не разгадаем подлинный смысл существования

и не решим его острые и мучительные проблемы, пока не научимся видеть в нем

средство открытия и индивидуального, и коллективного выражения нашего

высочайшего, т.е. истиннейшего и полнейшего 'я' - всеохватных и

полновластных принципа и силы нашего существования. Вся жизнь есть

безграничная и многоплановая возможность, данная нам для