ради Него - как составные элементы этой высочайшей Истины,
дробные части этого высочайшего и широчайшего общего мерила. Существует
Единое, в котором все эти бесчисленные запутанные противоречия, все эти
разобщенные, взаимоисключающие, переплетенные, конфликтующие идеи, силы,
тенденции, инстинкты, импульсы, аспекты, видимости, которые мы называем
жизнью, могут обрести единство в своем разнообразии, гармонию в своих
расхождениях, найти оправдание своим притязаниям, исправить свои искажения и
заблуждения, решить свои проблемы и устранить разногласия. К Единому
стремится Знание, чтобы Жизнь смогла постичь свой собственный смысл и
преобразовать себя в самое высокое и самое гармоничное выражение
божественной Реальности, какое только возможно. К нему стремится все, каждая
сила пытается по-своему найти Единое: инфрарациональное ощупью движется к
нему по линии своих инстинктов, потребностей, импульсов; рациональное
пытается поймать его в свою западню логики и порядка, выявляет и суммирует
различные его аспекты и анализирует их с целью привести к синтезу;
супрарациональное постигает вещи на высшем плане, проникает за поверхность и
вглубь вещей, чтобы там соприкоснуться с самой Реальностью, овладеть ее
сутью и сущностью и из этого тайного центра просветить все ее бесчисленные
элементы.
Эта истина наиболее легко открывается нам в Религии и Искусстве, в
культе духовного и культе прекрасного, поскольку там мы обретаем наиболее
надежное убежище от раздражающего давления внешней жизни, от ее насущных
нужд, назойливо осаждающих нас, от ее практических проблем, громогласно
заявляющих о себе. Там нам не приходится на каждом шагу соглашаться и
примиряться с некими грубыми материальными запросами, некой вульгарной, но
неизбежной потребностью текущего дня и момента. Там у нас есть время
перевести дыхание и заняться поисками Реального за видимой поверхностью
мира; там мы можем либо отвращать свой взор от временного и преходящего,
либо прозревать вечное за самим временным и преходящим; мы можем выйти за
пределы повседневной практической жизни и преобразовать наши души,
прикоснувшись к идеальному и универсальному. Мы начинаем освобождаться от
оков, мы уходим от той жизни, которая служит нам тюрьмой, где Необходимость
- наш тюремщик, а практическая польза - наш постоянный надсмотрщик; мы
получаем доступ к свободам души; мы вступаем в Господнее беспредельное
царство красоты и восторга или же овладеваем секретом абсолютного
самопостижения и раскрываемся для обладания Вечным или поклонения Ему. В
этом заключается великая ценность Религии, великая ценность Искусства и
Поэзии для человеческого духа; она заключается в их непосредственной
способности открывать духу внутреннюю истину, вести его к саморасширению и
освобождению.
Но в других сферах жизни, сферах, которые мы по невежеству нашему,
словно в насмешку, называем сугубо практической жизнью (хотя, если иметь в
виду настоящую цель нашего поиска и осуществления - Божественное, то наше
обычное поведение и понятия о жизни представляются далекими от
практических), мы еще не готовы признать универсальную истину. Нам требуется
длительное время, чтобы признать ее хотя бы частично в теории, и мы редко
готовы следовать ей на практике. Нам кажется это трудным потому, что именно
здесь, во всей нашей практической жизни, мы соглашаемся быть рабами внешней
Необходимости и всегда находим себе оправдание, когда ограничиваем нашу
мысль, волю и действие рамками сиюминутных и временных утилитарных
соображений. Однако именно здесь мы должны в конечном счете прийти к
высочайшей истине. Мы поймем в конце концов, что наша повседневная
индивидуальная и коллективная жизнь не есть некая отдельная, обособленная
сфера существования, никак не связанная с абсолютной и идеальной
реальностью. Напротив, мы никогда не разгадаем подлинный смысл существования
и не решим его острые и мучительные проблемы, пока не научимся видеть в нем
средство открытия и индивидуального, и коллективного выражения нашего
высочайшего, т.е. истиннейшего и полнейшего 'я' - всеохватных и
полновластных принципа и силы нашего существования. Вся жизнь есть
безграничная и многоплановая возможность, данная нам для