Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

и витальные впечатления,

импульсы и желания. Лишь в середине пути его начинает привлекать красота

воспринимаемых им идей, он начинает находить удовольствие в пробужденном

эстетическом чувстве, в постижении совершенного творческого процесса и

гармонии элементов. За всем этим душа прекрасного, заключенная в нас, жаждет

испытать вдохновенный восторг от прикосновения, откровения абсолютной

красоты во всех вещах, присутствие которой она ощущает, но постичь которую

не могут сами по себе ни чувства и инстинкты (хотя они могут служить

средствами постижения), ибо она сверхчувственна, ни разум и интеллект (хотя

они тоже являются средствами постижения), ибо она супрарациональна и

супраинтеллектуальна, но которой сама душа стремится достичь сквозь все эти

покровы. Когда она сможет вступить в соприкосновение с этой универсальной,

абсолютной красотой, этой душой прекрасного, увидеть ее откровение в любой,

самой незначительной и самой великой вещи, постичь красоту цветка, формы,

красоту и силу характера, действия, события, человеческой жизни, идеи,

штриха, положенного кистью или резцом, или блестящей мысли, пламенеющего

заката или величественной грозы, - только тогда чувство прекрасного в нас

найдет истинное, глубокое и совершенное удовлетворение. В действительности,

как и в религии, это есть поиск Божественного, Всепрекрасного в человеке, в

природе, в жизни, в мысли, в искусстве; ибо Бог есть Красота и Наслаждение,

скрытые за многообразием Его масок и форм. Когда в нашем растущем чувстве и

понимании прекрасного, в наслаждении прекрасным и даре сотворения

прекрасного мы обретаем способность отождествить себя в душе с этим

Абсолютным и Божественным, пребывающим во всех формах и видах деятельности

мира, и сформировать образ нашей внутренней и внешней жизни по тому

высочайшему образу Всепрекрасного, который мы можем постичь и воплотить,

тогда эстетическое существо в нас, рожденное для этой цели, осуществляет

себя и восходит к своему божественному завершению. Найти высочайшую красоту

- значит найти Бога; открыть, воплотить или, как мы говорим, создать

высочайшую красоту - значит вызвать из наших душ живой образ и силу Бога.

Глава XV. Супрарациональное благо

Рассмотревпринципизакон нашего религиозного существа и прин-цип и закон

нашего эстетического существа, мы начали сознавать универсальность принципа

и закона, которые управляют всем бытием и о которых поэтому мы должны

постоянно помнить при рассмотрении любой человеческой деятельности. В основе

их лежит истина, на которой всегда сходились все мудрецы, хотя

интеллектуальный мыслитель может постоянно подвергать ее сомнению. Эта

истина заключается в том, что все активное существование человека есть поиск

Бога, поиск высочайшего 'я' и глубочайшей Реальности, тайно пребывающей

внутри человека и вещей, по ту их сторону и над ними, поиск скрытой

Божественности; эта истина, проблески которой мы можем увидеть в религии,

составляет незримую сущность всей жизни; это великая тайна жизни, которую

она всеми силами стремится раскрыть и превратить в сознаваемую реальность.

Субъективно поиск Бога тоже есть поиск нашего высочайшего,

истиннейшего, полнейшего и широчайшего 'я'. Это поиск Реальности, скрытой от

нас за видимостями жизни, которые выражают ее лишь частично или же, прячась

за внешними покровами и формами, выражают в противоположностях и контрастах

- зачастую в том, что кажется искажением и противоположностью Реального. Это

поиск некой реальности, которая познается во всей полноте только в

конкретном и всеохватном ощущении Бесконечного и Абсолютного; она может быть

реализована во всей целостности, только когда будет найдено бесконечное во

всех конечных вещах и сделана попытка - необходимая и неизбежная, сколь бы

невозможной и парадоксальной ни казалась она обычному разуму, - поднять все

проявления относительного на уровень абсолютного и примирить все различия,

противоположности и противоречия относительного, очистив их и возвысив до

некого абсолюта, в котором они все объединяются. Есть некий совершенный

абсолют, в котором найдут оправдание все наши несовершенные относительные

понятия и придут в гармонию все их диссонансы, если нам удастся превратить

их в сознательные выражения этого абсолюта и они начнут существовать не ради

себя самих, но