и витальные впечатления,
импульсы и желания. Лишь в середине пути его начинает привлекать красота
воспринимаемых им идей, он начинает находить удовольствие в пробужденном
эстетическом чувстве, в постижении совершенного творческого процесса и
гармонии элементов. За всем этим душа прекрасного, заключенная в нас, жаждет
испытать вдохновенный восторг от прикосновения, откровения абсолютной
красоты во всех вещах, присутствие которой она ощущает, но постичь которую
не могут сами по себе ни чувства и инстинкты (хотя они могут служить
средствами постижения), ибо она сверхчувственна, ни разум и интеллект (хотя
они тоже являются средствами постижения), ибо она супрарациональна и
супраинтеллектуальна, но которой сама душа стремится достичь сквозь все эти
покровы. Когда она сможет вступить в соприкосновение с этой универсальной,
абсолютной красотой, этой душой прекрасного, увидеть ее откровение в любой,
самой незначительной и самой великой вещи, постичь красоту цветка, формы,
красоту и силу характера, действия, события, человеческой жизни, идеи,
штриха, положенного кистью или резцом, или блестящей мысли, пламенеющего
заката или величественной грозы, - только тогда чувство прекрасного в нас
найдет истинное, глубокое и совершенное удовлетворение. В действительности,
как и в религии, это есть поиск Божественного, Всепрекрасного в человеке, в
природе, в жизни, в мысли, в искусстве; ибо Бог есть Красота и Наслаждение,
скрытые за многообразием Его масок и форм. Когда в нашем растущем чувстве и
понимании прекрасного, в наслаждении прекрасным и даре сотворения
прекрасного мы обретаем способность отождествить себя в душе с этим
Абсолютным и Божественным, пребывающим во всех формах и видах деятельности
мира, и сформировать образ нашей внутренней и внешней жизни по тому
высочайшему образу Всепрекрасного, который мы можем постичь и воплотить,
тогда эстетическое существо в нас, рожденное для этой цели, осуществляет
себя и восходит к своему божественному завершению. Найти высочайшую красоту
- значит найти Бога; открыть, воплотить или, как мы говорим, создать
высочайшую красоту - значит вызвать из наших душ живой образ и силу Бога.
Глава XV. Супрарациональное благо
Рассмотревпринципизакон нашего религиозного существа и прин-цип и закон
нашего эстетического существа, мы начали сознавать универсальность принципа
и закона, которые управляют всем бытием и о которых поэтому мы должны
постоянно помнить при рассмотрении любой человеческой деятельности. В основе
их лежит истина, на которой всегда сходились все мудрецы, хотя
интеллектуальный мыслитель может постоянно подвергать ее сомнению. Эта
истина заключается в том, что все активное существование человека есть поиск
Бога, поиск высочайшего 'я' и глубочайшей Реальности, тайно пребывающей
внутри человека и вещей, по ту их сторону и над ними, поиск скрытой
Божественности; эта истина, проблески которой мы можем увидеть в религии,
составляет незримую сущность всей жизни; это великая тайна жизни, которую
она всеми силами стремится раскрыть и превратить в сознаваемую реальность.
Субъективно поиск Бога тоже есть поиск нашего высочайшего,
истиннейшего, полнейшего и широчайшего 'я'. Это поиск Реальности, скрытой от
нас за видимостями жизни, которые выражают ее лишь частично или же, прячась
за внешними покровами и формами, выражают в противоположностях и контрастах
- зачастую в том, что кажется искажением и противоположностью Реального. Это
поиск некой реальности, которая познается во всей полноте только в
конкретном и всеохватном ощущении Бесконечного и Абсолютного; она может быть
реализована во всей целостности, только когда будет найдено бесконечное во
всех конечных вещах и сделана попытка - необходимая и неизбежная, сколь бы
невозможной и парадоксальной ни казалась она обычному разуму, - поднять все
проявления относительного на уровень абсолютного и примирить все различия,
противоположности и противоречия относительного, очистив их и возвысив до
некого абсолюта, в котором они все объединяются. Есть некий совершенный
абсолют, в котором найдут оправдание все наши несовершенные относительные
понятия и придут в гармонию все их диссонансы, если нам удастся превратить
их в сознательные выражения этого абсолюта и они начнут существовать не ради
себя самих, но