приносит наилучшие плоды - через видение и вдохновение.
Эти свет и сила могут иногда прибегать к интеллекту, но чем больше они
подчиняются интеллекту, тем больше теряют в мощи и силе видения, и тем
меньше величия и истины являет красота, сотворенная ими. Интеллект может
даже забрать власть над супрарациональными светом и силой, умерить и
подавить божественный восторг творчества и принудить их подчиниться
благоразумию своих требований, но таким образом он низводит их деятельность
на свой более низкий уровень - и тем успешней, чем значительнее его
вмешательство в творческий процесс. Ибо собственными своими силами
интеллектуальный разум способен развиться лишь до таланта, хотя это может
быть очень большой и даже, при достаточной поддержке свыше, великий талант.
Гений, истинный творец, неизменно супрарационален по природе своей и в
средствах своего самовыражения - даже когда, казалось бы, он выполняет
работу интеллекта. Он более всего является самим собой, наиболее велик в
своей деятельности, наиболее стабилен в смысле мощи, глубины, высоты и
красоты своих достижений, когда он менее всего соприкасается с обычным
интеллектом, наименее подвержен его контролю и наименее часто спускается с
высот видения и вдохновения, чтобы прибегнуть к неизменно механистической
интеллектуальной деятельности. Искусство, принимающее каноны разума и
созидающее в установленных им пределах, может быть великим, прекрасным и
сильным; ибо гений способен сохранить свою силу, даже когда он трудится в
оковах и отказывается использовать все свои ресурсы; но когда он использует
интеллект как средство творчества, он конструирует, а не творит. Это могут
быть замечательные конструкции, выполненные искусно и с безупречным
мастерством, но они являют достижение в области формы, а не победу духа,
совершенство техники, а не воплощение нетленной истины прекрасного, которую
творец постиг в своей внутренней реальности, своем божественном восторге,
своем обращении к высочайшему источнику экстаза, Ананде.
В истории человечества были периоды художественного творчества, эпохи
разума, когда рациональная и интеллектуальная тенденции преобладали в поэзии
и искусстве; были даже народы, которые в великие периоды становления
искусства и литературы подчиняли свою эстетическую деятельность верховной
власти разума и утонченного художественного вкуса. Лучшие произведения
искусства, созданные в такие периоды, отмечены известным величием, но
главным образом интеллектуальным величием и совершенством техники, а не
высочайшей вдохновенной красотой, открывающей истину; действительно, самая
их цель состояла не в открытии глубинной истины прекрасного, но в
утверждении истины идей и истины разума - цель критического ума, а не
подлинно творческого духа. Основной целью творчества было дать
интеллектуальный анализ жизни и природы, облагороженный превосходным
поэтическим ритмом и языком, чем явить Бога, человека, жизнь и природу во
вдохновенных художественных формах прекрасного. Но великое искусство не
довольствуется выражением интеллектуальной истины вещей, которая всегда
остается поверхностной, или внешней; оно ищет глубинную изначальную истину,
не доступную одним только чувствам или простому разуму - заключенную в вещах
душу, незримую реальность, которая есть реальность не формы и процесса, но
духа вещей. Именно эту реальность постигает искусство и выражает через форму
и идею - но через форму, которая исполнена значения и смысла, а не просто
является достоверным, точным или гармоничным слепком с видимой Природы; и
через идею-откровение, а не просто идею, которая правильна, красиво и верно
сформулирована или полностью отвечает разуму и художественному вкусу.
Истина, которую ищет искусство, есть прежде всего истина красоты -
опять-таки речь идет не просто о красоте формы или красоте пропорций и
правильного метода, которую ищут чувства и разум, но о душе красоты, которая
сокрыта от обычного взгляда и заурядного ума и открывается во всей своей
полноте лишь ясному видению земного поэта и художника, способного постичь
тайные смыслы универсального поэта и художника - божественного творца,
который пребывает как душа и дух в созидаемых им формах.
Искусство, которое придает главное значение разуму