Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

разум окажется несостоятельным

помощником, который не только в конечном счете, но и с самого начала

обнаруживает некомпетентность и в силу своей неуверенности или излишней

самонадеянности обречен на блуждания в царстве силы и света, превосходящих

его собственные силу и свет. Однако следует признать, что в других сферах

человеческого сознания и человеческой деятельности разум имеет право на

верховную власть, поскольку они относятся к более низкому плану

рационального и конечного или принадлежат той пограничной области, где

соприкасаются рациональное и инфрарациональное, где побуждениям и инстинктам

человека необходимы прежде всего свет и контроль разума. В собственной же

сфере разума - сфере ограниченного знания, науки, философии,

интеллектуального искусства - его право на верховную власть, казалось бы,

неоспоримо. Но в конечном итоге оказывается, что это не так. Разум может

расширить сферу своей деятельности, развить свои силы, стать более уверенным

в своих действиях, но в конце концов он неизбежно обнаруживает, что

находится между двумя другими силами нашего существа и выполняет в большей

или меньшей степени все ту же функцию посредника. С одной стороны, разум

является просветителем (причем не всегда основным) и преобразователем наших

жизненных импульсов и первичных ментальных устремлений, а с другой - всего

лишь орудием зримо не проявленного Духа и предтечей, подготавливающим пути

для пришествия его власти.

С особой очевидностью это проявляется в двух сферах, которые при

обычном уровне развития наших способностей находятся ближе всего к сфере

разума, граничат с ней с той и с другой стороны - т.е. в сферах

эстетического и этического существа, поисков Красоты и поисков Добра.

Стремление человека к прекрасному достигает наиболее яркого и совершенного

выражения в великих искусствах: поэзии, живописи, скульптуре, архитектуре;

если же взять это понятие в полном объеме, то нет такой области человеческой

деятельности или сферы человеческой жизни, в которых не проявлялась бы

красота - при условии, что мы понимаем красоту как в самом широком, так и в

самом подлинном смысле этого слова. Безусловно, полное и всеобъемлющее

понимание красоты и стремление сделать идеально прекрасными все наше

существо и жизнь обязательно должны быть присущи совершенному индивиду и

совершенному обществу. Но по сути своей это стремление к красоте не

рационально; оно берет начало в глубинных источниках нашей жизни; это

инстинкт и импульс - инстинкт эстетического удовлетворения и импульс

эстетического созидания и наслаждения. Зарождаясь в инфрарациональных частях

нашего существа, эти инстинкт и импульс на первых порах остаются чрезвычайно

несовершенными, непросвещенными и примитивными как в созидании, так и в

понимании прекрасного. Именно здесь в дело вмешивается разум, чтобы,

руководствуясь своим развитым вкусом и верным знанием, различать,

просвещать, исправлять, указывать на недостатки и недоработки, устанавливать

законы эстетики и облагораживать наше понимание прекрасного и наше

творчество. Пока мы таким образом стараемся познавать и исправлять себя,

художник, как и поклонник искусства, может считать разум истинным

законодателем и, пусть не создателем нашего эстетического инстинкта и

импульса, все же создателем нашего эстетического вкуса и его бдительным

судьей и наставником. Наши прежние бессознательные и беспорядочные действия

он превращает в сознательную деятельность, обладающую рациональной

способностью различения как в творчестве, так и в эстетическом наслаждении.

Но опять же это справедливо лишь в определенных пределах, а если

где-нибудь и справедливо в полной мере, то лишь на среднем уровне наших

эстетических поисков и деятельности. Там, где создаются величайшие и

высочайшие образцы прекрасного и где понимание красоты и эстетическое

наслаждение достигаютпредельногосовершенства, человек всегда выходит за

рамки рационального и оставляет его позади. Созидание прекрасного в поэзии и

искусстве не подчиняется власти разума и даже не входит в сферу его влияния.

Интеллект - не поэт, не художник и не творец в нас; истинное творчество

осуществляется за счет потока сверхрационального света и силы, который

проявляется - когда