разум окажется несостоятельным
помощником, который не только в конечном счете, но и с самого начала
обнаруживает некомпетентность и в силу своей неуверенности или излишней
самонадеянности обречен на блуждания в царстве силы и света, превосходящих
его собственные силу и свет. Однако следует признать, что в других сферах
человеческого сознания и человеческой деятельности разум имеет право на
верховную власть, поскольку они относятся к более низкому плану
рационального и конечного или принадлежат той пограничной области, где
соприкасаются рациональное и инфрарациональное, где побуждениям и инстинктам
человека необходимы прежде всего свет и контроль разума. В собственной же
сфере разума - сфере ограниченного знания, науки, философии,
интеллектуального искусства - его право на верховную власть, казалось бы,
неоспоримо. Но в конечном итоге оказывается, что это не так. Разум может
расширить сферу своей деятельности, развить свои силы, стать более уверенным
в своих действиях, но в конце концов он неизбежно обнаруживает, что
находится между двумя другими силами нашего существа и выполняет в большей
или меньшей степени все ту же функцию посредника. С одной стороны, разум
является просветителем (причем не всегда основным) и преобразователем наших
жизненных импульсов и первичных ментальных устремлений, а с другой - всего
лишь орудием зримо не проявленного Духа и предтечей, подготавливающим пути
для пришествия его власти.
С особой очевидностью это проявляется в двух сферах, которые при
обычном уровне развития наших способностей находятся ближе всего к сфере
разума, граничат с ней с той и с другой стороны - т.е. в сферах
эстетического и этического существа, поисков Красоты и поисков Добра.
Стремление человека к прекрасному достигает наиболее яркого и совершенного
выражения в великих искусствах: поэзии, живописи, скульптуре, архитектуре;
если же взять это понятие в полном объеме, то нет такой области человеческой
деятельности или сферы человеческой жизни, в которых не проявлялась бы
красота - при условии, что мы понимаем красоту как в самом широком, так и в
самом подлинном смысле этого слова. Безусловно, полное и всеобъемлющее
понимание красоты и стремление сделать идеально прекрасными все наше
существо и жизнь обязательно должны быть присущи совершенному индивиду и
совершенному обществу. Но по сути своей это стремление к красоте не
рационально; оно берет начало в глубинных источниках нашей жизни; это
инстинкт и импульс - инстинкт эстетического удовлетворения и импульс
эстетического созидания и наслаждения. Зарождаясь в инфрарациональных частях
нашего существа, эти инстинкт и импульс на первых порах остаются чрезвычайно
несовершенными, непросвещенными и примитивными как в созидании, так и в
понимании прекрасного. Именно здесь в дело вмешивается разум, чтобы,
руководствуясь своим развитым вкусом и верным знанием, различать,
просвещать, исправлять, указывать на недостатки и недоработки, устанавливать
законы эстетики и облагораживать наше понимание прекрасного и наше
творчество. Пока мы таким образом стараемся познавать и исправлять себя,
художник, как и поклонник искусства, может считать разум истинным
законодателем и, пусть не создателем нашего эстетического инстинкта и
импульса, все же создателем нашего эстетического вкуса и его бдительным
судьей и наставником. Наши прежние бессознательные и беспорядочные действия
он превращает в сознательную деятельность, обладающую рациональной
способностью различения как в творчестве, так и в эстетическом наслаждении.
Но опять же это справедливо лишь в определенных пределах, а если
где-нибудь и справедливо в полной мере, то лишь на среднем уровне наших
эстетических поисков и деятельности. Там, где создаются величайшие и
высочайшие образцы прекрасного и где понимание красоты и эстетическое
наслаждение достигаютпредельногосовершенства, человек всегда выходит за
рамки рационального и оставляет его позади. Созидание прекрасного в поэзии и
искусстве не подчиняется власти разума и даже не входит в сферу его влияния.
Интеллект - не поэт, не художник и не творец в нас; истинное творчество
осуществляется за счет потока сверхрационального света и силы, который
проявляется - когда