на практике;
таким образом, уничтожая все, пришедшее в упадок, и не принимая искажения,
разум сыграл важную рольв истории религии. Но в своем стремлении избавиться
от суеверия и невежества, которые проникли в религиозные формы и символы,
интеллектуальный разум, не просвещенный духовным знанием, склонен также
отрицать и, по возможности, уничтожать заключенные в них истину и духовный
опыт. Реформации, отводящие слишком большую роль разуму и излишне
агрессивные в своем отрицании и протесте, обычно порождают религии, которым
недостает духовного богатства и полноты религиозного чувства; они небогаты
по содержанию; их форма, а слишком часто и дух, скудны, бесплодны и холодны.
Да по существу эти религии и не являются рациональными; ибо живут они не
своими рассуждениями и догмами (которые рациональному уму кажутся столь же
иррациональными, как убеждения предшествующих им вероучений) и тем более не
своими отрицаниями - но положительной суммой веры и религиозного рвения,
которые по самой своей природе являются супрарациональными, хотя содержат в
себе и инфрарациональные элементы. Если эти инфрарациональные элементы здесь
не так заметны обычному уму, как в вероучениях, менее сомневающихся в своей
правоте, то происходит это потому, что эти элементы не столь решительно
стремятся проникнуть в сферу супрарационального опыта. Жизнь инстинктов и
импульсов в ее религиозном аспекте нельзя полностью очистить с помощью
разума, скорее это можно сделать сублимируя ее, поднимая к свету духовного
знания. Естественное развитие религии всегда происходит путем озарения; и
религиозная реформация дает наилучшие результаты, если наполняет новым
светом старые формы, а не унитожает их, или - там, где разрушение
необходимо, - замещает их формами более богатыми, а не более бедными, и в
любом случае - когда очищает религию супрарациональным озарением, а не
рациональным просвещением. Чисто рациональная религия может принять форму
лишь холодного и бесплодного деизма, и подобным религиям никогда не
удавалось стать жизнеспособными и долговечными; ибо они направлены против
дхармы, естественного закона и духа религии. Если разуму суждено сыграть
решающую роль в религии, то это будет не интеллектуальный, а интуитивный
разум, отличающийся высокой напряженностью духа и умением проникать в
природу вещей. Ибо следует помнить, что инфрарациональное тоже несет в себе
сокровенную истину, которая не попадает в зону действия разума и не
поддается в полной мере логическому анализу. Сердце обладает своим знанием,
жизнь заключает в себе свой интуитивный дух, свои глубинные тайны,
откровения, проблески и вспышки Сокровенной Энергии, устремления и прорывы к
божественному или, по меньшей мере, к полубожественному, которые одна лишь
интуиция способна узреть своим оком, облечь в свое слово или выразить своим
символом. Удалить все это из религии или очистить религию от всех
необходимых для ее полноты элементов только потому, что формы ее расплывчаты
и не совершенны, не имея при этом силы озарить их изнутри или терпения
подождать, пока в них низойдет озарение свыше, или не заменяя их более
светоносными символами, - значит не возвысить, но обеднить религию.
Но духу и разуму вовсе необязательно враждовать, как это слишком часто
бывает на практике, или отказываться от каких-либо взаимоотношений. Самой
религии вовсе необязательно принимать за свой принцип формулу 'Верю, потому
что это невозможно' или паскалевское 'Верю, потому что это абсурдно'. То,
что невозможно или абсурдно для лишенного поддержки разума, становится
реальным и верным для разума, превзошедшего самого себя силой духа и
озаренного светом духа. Ибо тогда он подчиняется власти интуитивного ума,
который является для нас средством перехода к еще более высокому принципу
знания. Духовность в самом широком смысле этого слова не исключает и не
подавляет ни одного вида деятельности, ни одной способности человека, но
старается вывести их из состояния несовершенства и слепого невежества,
преобразовывает их своим прикосновением и превращает в орудия света, силы и
радости божественного существования и божественной природы.
Глава ХIV. Супрарациональная красота
Религия есть поиск духовного, супрарационального, поэтому вполне
возможно, что в этой области интеллектуальный