супрарационального и духовного существа. Этим занималась духовная
философия на Востоке и - куда более примитивным и несовершенным образом -
теология на Западе, и труд их приобретает великое значение в моменты,
подобные настоящему, когда интеллект человечества после долгих блужданий
вновь обращается к поиску Божественного. Здесь неизбежно вступают в силу
методы, свойственные интеллекту: логическое рассуждение, выведение
умозаключений из фактов, данных рациональным опытом, поиск аналогий на
основании нашего знания видимой реальности, даже обращение к истинам
естественных наук - т. е. все те операции, к которым прибегает
интеллектуальный ум в своей обычной деятельности. Но это слабейшая часть
духовной философии. Она убеждает рациональный ум только там, где интеллект
уже предрасположен к вере, и даже если убеждает, то все равно не дает
истинного знания. Разум заслуживает наибольшего доверия, когда он
соглашается принимать глубокие истины и опыт духовного существа и духовной
жизни такими, какими они ему даются, и облекать их в такую форму, приводить
в такой порядок, выражать на таком языке, чтобы они стали максимально
доступны или наименее непонятны для логического ума. Но и тогда доверие к
нему не может быть полным, ибо он склонен превращать порядок в жесткую
интеллектуальную систему и выдавать форму за сущность. И даже в лучшем
случае ему приходится говорить не на подлинном языке супрарациональной
истины, но прибегать к неадекватному переводу с него, а поскольку и такой
язык тоже не привычен для рационального интеллекта, средний человеческий ум
часто не понимает его или понимает неправильно. Из своего опыта ищущий в
духе прекрасно знает, что даже самое возвышенное философствование не может
дать истинного внутреннего знания, не является духовным светом, не открывает
врат духовного опыта. Все, что может сделать философия, - это обратиться к
сознанию человека через его интеллект и сказать: 'Я попыталась дать тебе
истину, облеченную в форму и приведенную в систему, которые сделают ее
понятной и доступной для тебя; если я убедила или увлекла твой
интеллектуальный разум, то теперь ты можешь искать истинное знание, но
искать его ты должен иными средствами, которых у меня нет'.
Но есть другой уровень религиозной жизни, на котором разум, похоже,
обладает большей свободой действий и облечен правом играть более
значительную роль. Ибо наряду с жизнью супрарациональной, в которой
полностью реализуется религиозное устремление человека, существует и
инфрарациональная жизнь инстинктов, импульсов, ощущений, примитивных эмоций,
витальной деятельности, в которой берет начало всякое человеческое
намерение. Все они тоже ощущают прикосновение религиозного чувства,
разделяют его потребности и опыт и стремятся к его удовлетворению. В религии
происходит удовлетворение и религиозных потребностей инфрарационального:
религия в общепринятом смысле этого слова сосредоточена главным образом на
этом, а порой кажется - исключительно на этом; ибо в мутном и бурном потоке
инфрарационального духовный опыт высочайшей пробы, за исключением редких его
проблесков, разглядеть невозможно. Много скверны, невежества, суеверия,
всяких сомнительных элементов возникает в результате этого соприкосновения и
слияния нашей низшей, невежественной природы с высочайшими духовными
переживаниями нашего существа. Здесь, по-видимому, разум имеет законное
право действовать; здесь он, конечно, может вмешиваться с целью озарять,
очищать, рационально обосновывать игру инстинктов и импульсов. Казалось бы,
религиозная реформация - движение к 'чистой' и рациональной религиии,
которая сменила бы религию преимущественно инфрарациональную и нечистую, -
должна знаменовать явный прогресс в религиозном развитии человечества. До
некоторой степени это справедливо, но с большими оговорками - учитывая
особую природу религиозного существа и его всеохватное стремление к
супрарациональному; да и не может рациональный ум сделать здесь что-нибудь,
имеющее высокое позитивное значение.
Религиозные формы и системы ослабевают, разлагаются и подлежат
уничтожению, в противном случае они в значительной мере утрачивают свой
внутренний смысл, начинают искажать знание и приносить вред