к жизни или
любым другим побуждением, которое он открывает в себе, истинный закон мира и
собственного бытия. Следуя этому закону (когда он будет найден или человек
сочтет, что нашел его), индивид будет стремиться перестроить на прочном
основании и облечь в более жизненную, пусть даже и более бедную форму,
религию, общество, мораль, политические институты, свои отношения с
ближними, свое стремление к личному совершенствованию и свой труд на благо
человечества.
Именно в Европе зародилась и достигла всей полноты выражения эпоха
индивидуализма; Восток же вошел в эту эпоху под влиянием Запада, а не в силу
собственного импульса. Запад обязан веками энергии, мощи, света, прогресса,
бурного роста именно своему страстному стремлению отыскать подлинную истину
вещей и подчинить человеческую жизнь любому найденному им закону истины.
Восток же оказался беспомощным в час своего пробуждения не потому, что
основополагающие идеалы его жизни изначально заключали в себе некую ложь, но
вследствие утраты живого чувства Истины, которой он некогда обладал, и
долгого умиротворенного сна в тесных оковах бездушного конвенционализма -
немощный великан, инертная масса людей, которые разучились свободно
обращаться с фактами и силами, поскольку были научены жить лишь в мире
стандартных мыслей и действий. И все же истины, обретенные Европой в эпоху
индивидуализма, охватывали только самые очевидные физические и внешние
явления и только ту часть более глубоко скрытой реальности и ее движущих
сил, которые открываются человеку в результате умственной аналитической
деятельности и поиска практической пользы. Эта рационали-стическая
цивилизация так победоносно утвердилась в мире лишь потому, что Европа не
нашла более глубокой и мощной истины, способной противостоять ей; ибо все
остальное человечество по-прежнему бездействовало, погруженное в сон
последних темных часов конвенционального периода.
Индивидуалистический век Европы начался как восстание разума, его
апогеем стал триумфальный прогресс естественной Науки. Такая эволюция была
исторически неизбежна. У истоков индивидуализма всегда лежит сомнение,
отрицание. Человек понимает вдруг, что ему навязана религия, которая в своих
догмах и ритуалах основывается не на живом чувстве духовной Истины,
доказуемой в любой момент, но на букве древних писаний, непререкаемом
авторитете Папы, традиции церкви, заумной казуистике схоластов и пандитов,
конклавов духовных лиц, священнослужителей, глав монашеских орденов,
богословов всех мастей, которые выступают непогрешимыми судьями, чья
единственная обязанность - судить и выносить приговор, хотя никто из них,
по-видимому, не считает необходимым или даже позволительным что-либо искать,
проверять, доказывать, ставить вопросы и открывать новое. Он обнаруживает,
что подлинная наука и знание (что неотвратимо при подобном положении дел)
либо запрещаются, караются и преследуются, либо считаются бессмысленными в
силу привычки слепо полагаться на незыблемые авторитеты; даже то, что было
истинным в старых авторитетных источниках, не имеет уже никакой ценности,
ибо они цитируются к месту и не к месту, но их подлинный смысл уже утерян
для всех, за исключением, в лучшем случае, единиц. В политике человек
повсюду видит права помазанников божьих, прочнозакрепившиеся привилегии,
освященные тирании, которые не скрывают своего деспотического характера и
ссылаются на то, что так было всегда, но, похоже, на самом деле не имеют
права на существование. В общественной жизни он видит столь же незыблемое
господство конвенции, закрепленные ограничения в правах, закрепленные
привилегии, эгоистическое высокомерие верхов, слепую покорность низов, в то
время как прежние социальные функции, некогда, возможно, служившие
оправданием подобного разделения общества, или не выполняются вовсе, или
выполняются плохо - не по внутреннему долгу, а просто по кастовой
необходимости. И тогда человек восстает; любой авторитет он должен
подвергнуть критическому осмыслению; когда ему говорят, что таков священный
порядок вещей, воля Божия или издревле укоренившийся уклад человеческой
жизни, он должен возразить: 'Но так ли это на самом деле? Откуда мне знать,
что это действительно порядок вещей, а не суеверие и ложь? Когда именно
Господь