во всей нашей деятельности.
Ограниченность разума обнаруживается самым поразительным, самым
характерным, самым наглядным образом, когда он сталкивается с той великой
системой психологических истин и опыта, которую мы пока не рассматривали, -
с религиозным существом человека и его религиозной жизнью. На эту сферу
интеллектуальный разум взирает со смущением и недоумением иностранца,
который слышит незнакомый язык, не в силах понять ни слов, ни их смысла, ни
духа и видит повсюду уклад жизни и образ мышления и действия, абсолютно
чуждые его опыту. Он может попытаться выучить этот язык и понять эту
странную и чуждую ему жизнь; но это потребует от него неимоверных трудов и
усилий, и он не добьется успеха, пока не забудет все, что знал раньше, и не
станет единым по духу и по природе своей с уроженцами этой небесной империи.
До тех же пор все его старания понять и перевести их речь на собственный
язык соответственно собственным концепциям будут приводить в худшем случае к
полнейшему непониманию и искажению смысла. Для людей духовного опыта все
попытки позитивного критического разума проанализировать явления религиозной
жизни подобны лепету младенца, который старается облечь жизнь взрослых в
форму своих привычных представлений о мире, или вопиющему невежеству
несведущего ума, который считает уместным снисходительно или враждебно
критиковать труды глубокого мыслителя или великого ученого. Даже в лучшем
случае эти тщетные усилия разума помогут выявить и объяснить только внешнюю
сторону вещей, которые он пытается исследовать; дух ускользает от него,
глубинная суть остается вне поля его зрения, и в результате этого
значительного изъяна даже в объяснении внешней стороны вещей нет подлинной
истины и оно кажется правильным только по виду.
Лишенный помощи интеллектуальный разум, сталкиваясь с явлениями
религиозной жизни, естественным образом склонен занимать одну из двух
позиций, каждая из которых является заблуждением и свидетельствует о крайней
поверхностности и самонадеянности интел-лекта. Он либо видит в религии
просто массу суеверий, мистический вздор, мешанину из невежественных
варварских пережитков (таков был дух крайнего рационалиста, теперь, к
счастью, если еще не исчезнувший окончательно, то уже значительно
ослабленный и почти умирающий), либо он покровительствует религии, стремится
объяснить ее происхождение и избавиться от нее, прибегая к рациональным
объяснениям; либо же старается мягко или резко отвергнуть или исправить ее
суеверия, несуразности, нелепости, очистить ее и превратить в абстрактное
ничто или убедить ее очиститься собственными силами с позиций логического
интеллекта; либо он оставляет за ней право на существование, сохраняет ее,
возможно, для наставления невежественных, признает ее важность как фактора,
влияющего на формирование морали, и ее полезность Государству для
поддержания порядка среди низших слоев населения, возможно даже, пытается
изобрести эту странную химеру - рациональную религию.
В положительных своих моментах первая позиция интеллектуального разума
сыграла значительную роль в истории человеческой мысли, даже по-своему
принесла значительную пользу человеческому прогрессу (ниже нам придется
кратко указать, каким образом и почему) и, в конце концов, даже самой
религии; но присущие ей нетерпимые отрицания ложны и самонадеянны - и
сегодня это стало очевидно для человеческого ума. Здесь ошибка разума
подобна ошибке иностранца, которому все в чужеземной стране кажется нелепым
и примитивным, поскольку это расходится с его собственным образом действия и
мышления, не подходит под его мерку и не отвечает его критериям. Так крайний
рационалист задается вопросом, способен ли религиозный дух отвечать
требованиям материального ума, удовлетворять его критериям и даже давать
физическое подтверждение своим истинам - хотя сама религия по сути своей
есть открытие нематериального Духа, игра супрафизического сознания. И так же
он пытается судить о религии по своему впечатлению о внешней ее стороне -
как невежественный и неугомонный иностранец пытается судить о культуре
страны по платью и внешнему укладу жизни ее обитателей и некоторым наиболее
заметным особенностям принятой манеры поведения. То обстоятельство, что он
заблуждается вместе