к новому принципу
организации. В промежуточные эпохи принцип организации может
довольствоваться ограниченным совершенством, подавляя одни элементы нашей
природы, чтобы усовершенствовать другие. Но закон Сатьяюги заключается в
широком раскрытии всей истины нашего существа в процессе реализации
самопроизвольной и самодостаточной духовной гармонии. Этого можно достичь
только в ходе эволюции (насколько позволяют нам наши способности,
развивающиеся по мере нашего продвижения по все более широким виткам
эволюции) духовных планов нашего существа и раскрытия присущих им света и
силы, знания и божественных возможностей.
Мы лучше поймем, что собой представляют это высшее существо и высшие
способности, если снова рассмотрим, как разум относится к тому стремлению к
абсолютному, которое свойственно другим нашим способностям и противоречащим
друг другу элементам нашего сложного существования. Давайте исследуем, в
частности, отношение разума к супрарациональному и инфрарациональному в них
- к двум крайностям, между которыми наш интеллект является своего рода
посредником. Духовное, или супрарациональное, на высотах своих всегда
обращено к Абсолютному; в своей безграничной протяженности Абсолютное,
пребывающее в светоносной бесконечности, своей особой силой реализует
бесконечное в конечном, вечное единство - во всем фрагментарном и
разнородном. Следовательно, наша духовная эволюция есть восхождение от
относительного к абсолютному, от конечного к бесконечному, от фрагментарного
к единству. Человек в процессе своего духовного становления начинает
выявлять доступные его восприятию силы абсолютного в относительном и
овладевать ими, он ощущает всепроникающее и безмятежное присутствие
бесконечного в конечном, открывает снимающий все противоречия закон
совер-шенного единства во фрагментарном и разнородном. Духовная воля,
действующая в его внешней, равно как и внутренней жизни и сфере
деятельности, должна осуществить великое примирение, снимающее противоречие
между скрытой и вечной реальностью и ограниченными видимостями мира - мира,
который стремится эту реальность выразить, но, выражая, как будто отрицает
ее. Таким образом, нашими высшими способностями являются те, которые делают
это возможным, поскольку несут в себе сокровенные свет, силу и радость,
позволяющие постичь эти вещи на уровне непосредственного знания и опыта,
осознать и превратить в обычные и постоянные акты воли, сделать их
доступными для всех частей нашей природы. С другой стороны, основы и истоки
инфрарационального теряются в темной бездне Подсознательного;
инфрарациональное поднимается на поверхность в инстинктах и импульсах,
которые в действительности являются примитивными и более или менее
случайными интуициями подсознательного физического, витального,
эмоционального и сенсуального ума и воли в нас. Оно направляет усилия на
поиск четких определений, на самосозидание, на приведение в некий конечный
порядок своего туманного знания и неясных тенденций. Но оно также обладает
инстинктом и силой бесконечности, из которой происходит; оно содержит
смутные, ограниченные и неистовые желания, которые побуждают его
устремляться за силами абсолютного и претворять их или едва заметное их
проявление в свое конечное действие; но оно не может по-настоящему преуспеть
в этой отчаянной попытке, поскольку действует в невежестве своем, а не в
знании. Жизнь разума и разумной воли занимает промежуточное положение между
этими высшей и низшей сферами. С одной стороны, разум обращен к жизни
инстинктов и импульсов, просвещает ее и помогает ей прийти на более высоком
плане к конечному порядку, которого она неосознанно ищет. С другой стороны,
он стремится ввысь - к абсолютному, вовне - к бесконечному, вглубь - к
Единому, но при этом не в состоянии охватить и глубоко постичь их
реальность; ибо он может видеть их лишь в свете косвенного и слабого
понимания, поскольку пребывает в относительном и, будучи сам ограниченным и
конечным, может действовать только путем определения, разделения и
ограничения. Эти три силы бытия - супрарациональная, рациональная и
инфрарациональная - присутствуют, но в бесконечно разнообразных по силе
проявлениях,