Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

к новому принципу

организации. В промежуточные эпохи принцип организации может

довольствоваться ограниченным совершенством, подавляя одни элементы нашей

природы, чтобы усовершенствовать другие. Но закон Сатьяюги заключается в

широком раскрытии всей истины нашего существа в процессе реализации

самопроизвольной и самодостаточной духовной гармонии. Этого можно достичь

только в ходе эволюции (насколько позволяют нам наши способности,

развивающиеся по мере нашего продвижения по все более широким виткам

эволюции) духовных планов нашего существа и раскрытия присущих им света и

силы, знания и божественных возможностей.

Мы лучше поймем, что собой представляют это высшее существо и высшие

способности, если снова рассмотрим, как разум относится к тому стремлению к

абсолютному, которое свойственно другим нашим способностям и противоречащим

друг другу элементам нашего сложного существования. Давайте исследуем, в

частности, отношение разума к супрарациональному и инфрарациональному в них

- к двум крайностям, между которыми наш интеллект является своего рода

посредником. Духовное, или супрарациональное, на высотах своих всегда

обращено к Абсолютному; в своей безграничной протяженности Абсолютное,

пребывающее в светоносной бесконечности, своей особой силой реализует

бесконечное в конечном, вечное единство - во всем фрагментарном и

разнородном. Следовательно, наша духовная эволюция есть восхождение от

относительного к абсолютному, от конечного к бесконечному, от фрагментарного

к единству. Человек в процессе своего духовного становления начинает

выявлять доступные его восприятию силы абсолютного в относительном и

овладевать ими, он ощущает всепроникающее и безмятежное присутствие

бесконечного в конечном, открывает снимающий все противоречия закон

совер-шенного единства во фрагментарном и разнородном. Духовная воля,

действующая в его внешней, равно как и внутренней жизни и сфере

деятельности, должна осуществить великое примирение, снимающее противоречие

между скрытой и вечной реальностью и ограниченными видимостями мира - мира,

который стремится эту реальность выразить, но, выражая, как будто отрицает

ее. Таким образом, нашими высшими способностями являются те, которые делают

это возможным, поскольку несут в себе сокровенные свет, силу и радость,

позволяющие постичь эти вещи на уровне непосредственного знания и опыта,

осознать и превратить в обычные и постоянные акты воли, сделать их

доступными для всех частей нашей природы. С другой стороны, основы и истоки

инфрарационального теряются в темной бездне Подсознательного;

инфрарациональное поднимается на поверхность в инстинктах и импульсах,

которые в действительности являются примитивными и более или менее

случайными интуициями подсознательного физического, витального,

эмоционального и сенсуального ума и воли в нас. Оно направляет усилия на

поиск четких определений, на самосозидание, на приведение в некий конечный

порядок своего туманного знания и неясных тенденций. Но оно также обладает

инстинктом и силой бесконечности, из которой происходит; оно содержит

смутные, ограниченные и неистовые желания, которые побуждают его

устремляться за силами абсолютного и претворять их или едва заметное их

проявление в свое конечное действие; но оно не может по-настоящему преуспеть

в этой отчаянной попытке, поскольку действует в невежестве своем, а не в

знании. Жизнь разума и разумной воли занимает промежуточное положение между

этими высшей и низшей сферами. С одной стороны, разум обращен к жизни

инстинктов и импульсов, просвещает ее и помогает ей прийти на более высоком

плане к конечному порядку, которого она неосознанно ищет. С другой стороны,

он стремится ввысь - к абсолютному, вовне - к бесконечному, вглубь - к

Единому, но при этом не в состоянии охватить и глубоко постичь их

реальность; ибо он может видеть их лишь в свете косвенного и слабого

понимания, поскольку пребывает в относительном и, будучи сам ограниченным и

конечным, может действовать только путем определения, разделения и

ограничения. Эти три силы бытия - супрарациональная, рациональная и

инфрарациональная - присутствуют, но в бесконечно разнообразных по силе

проявлениях,