себя в
совершенном внешнем существовании. За давним стремлением человеческого
разума к совершенной культуре и рациональному обществу открывается старый
религиозный и духовный идеал, надежда на Царство Небесное внутри нас и град
Божий на земле.
Но если душа есть истинный правитель жизни и если ее духовное обретение
себя, ее постепенное, широчайшее и величайшее, всеобъемлющее осуществление
силой духа следует признать конечной целью нашей эволюции, то тогда -
поскольку инстинктивное существо человека, находящееся ниже уровня разума,
конечно, не располагает средствами достижения этой высокой цели и поскольку
мы поняли, что и сам разум не является достаточным светом и силой, - в
человеке должно присутствовать существо высшего плана с присущими ему силами
- способностями освобожденной души, духовными волей и знанием,
превосходящими разум и разумную волю, которые и делают возможной полную
сознательную самореализацию человека. Мы должны помнить, что наша цель в
самореализации состоит в полном раскрытии Божественного внутри нас, в
совершенной эволюции скрытого божественного начала в индивидуальной душе и
коллективной жизни. В противном случае мы могли бы просто вернуться к старой
идее индивидуальной и общественной жизни, которая была по-своему велика, но
не обеспечивала все необходимые условия для нашего совершенствования. Такова
была идея одухотворенного типического общества. Она строилась на том
предположении, что каждый человек имеет свою собственную особую природу,
порожденную каким-то одним элементом божественной природы и этот элемент
отражающую. Характер каждого индивида, его этический тип, его воспитание,
род занятий, его духовные способности должны формироваться или развиваться в
пределах, заданных этим особым элементом; совершенство, которого человек
ищет в этой жизни, должно соответствовать закону данного элемента. Теория
древней индийской культуры (практика здесь не всегда совпадала с теорией,
как это бывает в любой сфере человече-ской деятельности) основывалась на
этом предположении. Она разделила людей в обществе на четыре сословия
(учитывая одновременно духовное, психическое, этическое и экономическое
существо чело-века) - браминов, кшатриев, вайшьев и шудр, которые,
соответственно, представляли духовного и интеллектуального человека,
деятельного человека воли, витального, гедонистического и экономического
человека и материального человека; все общество, объединяющее эти четыре
составные класса, представляло совершенный образ Бога-творца и деятеля.
Вполне возможен и другой принцип разделения типического общества. Но
каким бы ни было его устройство или разделение, типиче-ский принцип не может
служить основанием для идеального человеческого общества. Даже по индийской
теории он не применим ни в периоды высочайшего расцвета человечества, ни в
эпохи его упадка; он не может служить принципом построения общества ни в
идеальном веке человечества, веке совершенной Истины (Сатьяюге, Критьяюге),
когда человечество живет по некому закону высокой и глубокой реализации
своих божественных возможностей, ни в железном веке человечества (Калиюге),
когда оно погружается в жизнь инстинктов, импульсов и страстей, а
вырождающийся разум становится на службу низшей жизни человека. Этот слишком
жесткий принцип разделения общества применим скорее к промежуточным эпохам
человеческого цикла, в которые человек старается сохранить хотя бы
несовершенную форму своего истинного закона, своей дхармы - при помощи силы
воли и силы характера в Третаюге, при помощи закона, установленного порядка
и застывшей конвенции в Двапараюге1. Тип не являет человека во всей его
полноте, он фиксирует и выделяет обычно ярко выраженные стороны его активной
природы. Но каждый человек заключает в себе всю совокупность божественных
возможностей, и потому шудра не может быть жестко ограничен своей
принадлежностью к сословию шудр, как и брамин - своей принадлежностью к
сословию браминов, поскольку в каждом из них заключены потенциальные
возможности и стремление к совершенству, свойственные другим элементам
божественной природы человека. В Калиюге эти потенциальные силы мо-гут
действовать в условиях невообразимого хаоса и анархии нашего существа, за
которыми скрывается наше смутное стремление прийти