истинная суть человеческого прогресса и внутреннее оправдание
земного существования человека как души, разума и тела. Ибо это устремление
заключается не просто в попытке выжить и занять свое место под солнцем, как
это свойственно животным, не только сохранить это место и научиться
извлекать из негонаибольшую витальную и эгоистическую или общественную
поль-зу для эффективной деятельности и удовольствия индивидуального,
родового или коллективного эго, как это свойственно семействам животных и
насекомых (например, в пчелином улье или муравейнике) - хотя в большем
масштабе и более разнообразными способами, характерными для разумного
животного; это также стремление (гораздо больше присущее нашему
человеческому началу, отличному от начала животного)достичь гармоничного
внутреннего и внешнего совер-шенства и - как мы в конце концов понимаем - на
высочайших его высотахоткрытьбожественную Реальность, сокрытую за нашим
сущест-вованием, и совершенную, идеальную Личность, заключенную внутри нас,
и формировать человеческую жизнь по их образу и подобию. Но если это так,
тогда ни эллинистический идеал многосторонней философской, эстетической,
моральной и физической культуры, который был создан просвещенным разумом
человека и совершенствовался лучшими умами свободного общества, ни
современный идеал продуктивной культуры и процветающей экономической
цивилизации, который был создан коллективным разумом и организованным
знанием человечества, не может быть высочайшей или величайшей целью
социального развития.
Эллинистический идеал нашел приблизительное выражение в старом
латинском изречении: 'В здоровом теле здоровый дух'. А под здоровым телом
греки подразумевали не подверженное болезням прекрасное тело, пригодное для
разумного использования и наслаждения жизнью. Под здоровым же духом они
подразумевали ясный и уравновешенный разум и просвещенный, хорошо
воспитанный интеллект - воспитанный с точки зрения древнего, а не
современного образования. Тогда человеческий ум не стремились заполнить всей
доступной информацией и идеями, не формировали под прессом научного знания и
в духе рациональной утилитарности, подготавливая человека к эффективному
отправлению социальных и гражданских обязанностей, служению нуждам общества,
профессиональной деятельности или интеллектуальному труду; целью было
развить в нем все человеческие способности - интеллектуальные, моральные,
эстетические - научить правильно распоряжаться ими и использовать их
свободно, разумно и гибко в решении всех проблем и во всех практических
вопросах философии, науки, искусства, политики и общественной жизни.
Древнегреческий ум был философским, эстетическим и политическим; современный
ум является научным, практическим и утилитарным. Древний идеал придавал
особое значение здоровой целесообразности и красо-те и старался построить
утонченную и рациональную человеческую жизнь; современный идеал придает
очень мало значения - или совсем не придает-красоте, его интересует только
процесс, чисто рациональ-ная и практическая целесообразность, полезная
приспособляемость, и он старается построить упорядоченную, обеспеченную
информацией и наиболее эффективную в этом смысле жизнь. Оба идеала признают,
что человек есть отчасти ментальное, отчасти физическое существо, причем
ментализированная физическая жизнь является сферой его деятельности, а разум
- его высочайшим качеством и предельной способностью. Но если мы до конца
пойдем по новому пути, который открывают перед нами наиболее прогрессивные
тенденции субъективистского века, то он приведет нас назад, к еще более
древней истине и идеалу, превосходящему как эллинистический, так и
современный. Ибо тогда мы постигнем ту истину, что человек есть дух в
становлении, который стремится здесь постичь и осуществить себя в формах
разума, жизни и тела; и тогда мы ясно увидим перед собой более великий идеал
сознательной, озаренной собственным светом, собою владеющей и собою
управляющей души, пребывающей в чистом и совершенном уме и теле. Более
широким полем деятельности, целью поисков души, будет не ментализированная
физическая жизнь, с которой начал человек, но новая одухотворенная жизнь,
внутренняя и внешняя, через которую совершенное внутреннее выражает