Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

действенными убеждениями, пусть

сколь угодно узкими и нетерпимыми, в которых он нуждается, чтобы жить,

действовать и развиваться в свете высочайшего доступного ему знания. Разум

не может охватить всей истины, поскольку она слишком велика для этого; но

все же он постигает какую-то часть безграничной истины, необходимую нам в

данный момент, и ее неполнота не умаляет значения его деятельности, но,

скорее, служит показателем его ценности. Ибо человеку не предназначено

постичь всю истину своего существования сразу, но суждено двигаться к ней

постепенно, через накопление разнообразного опыта и постоянное, хотя ни в

коей мере не совершенно непрерывное, расширение границ своего 'я'.

Следовательно, главная задача разума состоит в том, чтобы оправдать и

объяснить человеку его опыт и переживания и дать ему веру и убежденность,

необходимые для его дальнейшего саморасширения. Он оправдывает в глазах

человека сначала одно, потом другое, переживания настоящего, уходящий в

забвение опыт прошлого, смутно различимые возможности будущего. В его

непостоянстве, его внутренней противоречивости, его способности принимать и

поддерживать противоположные точки зрения заключается вся его ценность.

Конечно, ему не годится поддерживать слишком противоречивые мнения в

отдельном индивиде - разве что в моменты его пробуждения и перемены

убеждений, - но в масштабах всего человечества и во всей протяженности

Времени именно в этом и состоит основная задача разума. Ибо таким образом

человек приближается к осознанию бесконечности Истины, на опыте постигая

многообразие ее проявлений; таким образом разум помогает ему созидать,

изменять, разрушать созданное и готовиться к созданию нового - одним словом,

эволюционировать, расти и расширять пределы своего 'я' в процессе познания

себя и познания мира.

Второе положение веры, которого держится приверженец интеллектуального

разума, тоже ошибочно, но тем не менее содержит истину. Разум не может

достичь никакой окончательной истины, поскольку не может ни проникнуть в

суть вещей, ни постичь во всей полноте множество их тайн; он имеет дело с

конечной, обособленной, ограниченной совокупностью вещей и не располагает

критерием постижения всеобщего и бесконечного. Равным образом не может разум

дать человеку закон совершенной жизни или принцип совершенного общества.

Человеческая жизнь, организованная чисто рационально, была бы жизнью, не

реализующей свои возможности или лишенной своих самых мощных движущих сил; в

этом случае разум, призванный выполнять роль слуги, стал бы верховным

правителем. Чисто рационалистическое общество не может появиться на свет, а

если бы такое и зародилось, то либо не смогло бы выжить, либо лишило бы

смысла и живого содержания человеческое существование. Основные силы

человеческой жизни, ее сокровенные источники находятся ниже уровня

интеллекта, в сфере иррационального, и выше него, в сфере надрационального.

Но истинно то, что через постоянное саморасширение, очищение, открытость

знанию человеческий разум обязательно придет к осмысленному восприятию даже

того, что от него скрыто, к способности пассивного, но все же осознанного

отражения Света, который превосходит его. Он достигает пределов своих

возможностей, он завершает свою миссию, когда может сказать человеку: 'Есть

Душа, 'Я', присутствующий в мире и человеке Бог, который действует скрыто, и

все сущее есть результат Его самосокрытия и постепенного самораскрытия. Я

был Его слугой, призванным медленно снимать печати с глаз твоих, освобождать

видение твое от плотных покровов, пока лишь собственная моя блистающая

завеса не останется между тобой и Ним. Убери же ее и сделай душу

человеческую на деле и по природе своей единой с Божественным; тогда ты

познаешь себя, откроешь высочайший и глубочайший закон своего существования,

станешь обладателем или по крайней мере проводником и орудием воли и знания,

превосходящих мои волю и знание, и постигнешь наконец истинную тайну и весь

смысл человеческого и все же божественного бытия'.

Глава XIII. Разум и религия

Итак, может показаться, что разум является неполноценным, зачастую

неэффективным, даже несостоятельным и в лучшем случае весьма частично

просвещенным водителем человечества в том великом устремлении, в котором

заключается