Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

но с другой -

для превращения каждого из них в мощное орудие агрессии, разрушения и

массового убийства. Она, с одной стороны, породила широкий

рационалистический гуманизм и альтруизм, но с другой - оправдала безбожный

эгоизм, витализм, вульгарную волю к власти и успеху. Она сплотила

человечество и окрылила его новой надеждой и в то же время придавила к земле

тяжким бременем отвратительного коммерциализма. И причина этого -вовсе не

отрыв науки от религии, как часто утверждают, или какой-то недостаток в ней

идеализма. Идеалистическая философия с равным успехом служила силам и добра,

и зла и давала теоретическое обоснование как реакции, так и прогрессу. Сама

официальная религия в прошлом часто подстрекала людей к преступлениям и

массовым убийствам и оправдывала мракобесие и гонения.

Истина заключается в том, что разум по природе своей является светом

недостаточной силы и выполняет значительную, но все же ограниченную миссию,

и как только он начинает применяться к жизни и вовлекаться в практическую

деятельность, он попадает в зависимость от объекта исследования и становится

слугой и советником тех сил, в борьбу которых, смутно и плохо понимаемую,

вмешивается. По природе своей разум может использоваться и всегда

использовался для оправдания любой идеи, теории жизни, общественного строя

или системы правления, идеала индивидуальной или коллективной деятельности,

которые человеческая воля выбирает на краткий срок или на многие века. В

философии он дает одинаково убедительные основания монизму, плюрализму и

любому учению, занимающему промежуточное положение между ними, вере в Бытие

или вере в Становление, оптимизму и пессимизму, деятельной жизни и

квиетизму. Он может оправдать и самый крайний религиозный мистицизм, и самый

крайний атеизм, избавиться от Бога или видеть повсюду одного лишь Его. В

эстетике разум утверждает принципы как классицизма, так и романтизма, как

идеалистической, религиозной или мистической теории искусства, так и самого

приземленного реализма. Одинаково убедительно он может дать строгое

обоснование суровому и ограниченному морализму или с успехом доказать любое

из положений антиномии. Он со знанием дела и убедительно проповедывал

принципы как самодержавия и олигархии, так и демократии всех видов; он давал

превосходные и удовлетворительные объяснения основанному на конкуренции

индивидуализму - и равно превосходные и удовлетворительные обоснования

коммунизму или антикоммунизму, государственному социализму или одной форме

социализма в противоположность другой. Он может с равным успехом служить

утилитаризму, экономизму, гедонизму, эстетизму, сенсуализму, этике,

идеализму или любой другой насущной потребности или сфере деятельности

человека и на этом основании строить философские, политические и социальные

системы, вырабатывать нормы поведения и жизни. Попросите его не опираться на

одну единственную идею, но добиться эклектического соединения или

искусственного синтеза нескольких разнородных идей - и он удовлетворит вашу

просьбу; разве что, поскольку существует безграничное число возможных

комбинаций или видов синтеза, он равно убедительно оправдает одну и

опровергнет или разрушит любую другую, соответственно желаниям или

нежеланиям духа, заключенного в человеке. Ибо на самом деле решения

принимает именно дух, а разум - лишь великолепный слуга и исполнитель воли

этого скрытого и тайного правителя.

Эта истина не доступна рационалисту, поскольку он опирается на два

незыблемых положения веры: первое - что его собственный разум прав, а разум

всех других, с ним не согласных, заблуждается; и второе - что каковы бы ни

были в настоящее время недостатки человеческого интеллекта, коллективный

человеческий разум в конце концов достигнет совершенной ясности и сумеет

подвести под человеческую мысль и жизнь надежное, чисто рациональное

основание, совершенно удовлетворяющее интеллектуальный ум. Первое положение,

несомненно, является обычным выражением нашего эгоизма и ведущей к

заблуждениям самонадеянности - но не только; оно выражает еще одну истину:

функция разума по праву заключается в том, чтобы оправдывать перед человеком

его действия, его надежду и веру и вооружать его теми идеями и знанием,

пусть сколь угодно ограниченными, и теми