самоисследования и самореализации, исходя из которого
средний человек принимает по кон-венции некую верную на данный момент
формулу как абсолютный закон и истину - довольно часто он даже верит, что
она является законом и истиной; однако более развитый человек всегда
пытается либо разрушить эту формулу, либо расширить ее и создать более
глубокую и всеобъемлющую формулу с тем, чтобы содействовать росту
человеческих способностей, совершенства и счастья или открыть перспек-тиву
для такого роста.
Такой взгляд на человеческую жизнь и процесс нашего развития, к
которому неминуемо ведет нас субъективизм, дает нам более верное
представление о роли интеллекта в становлении человека. Мы видели уже, что
интеллект выполняет деятельность двоякого рода: беспристрастную - и
заинтересованную; сосредоточенную на себе и собственных нуждах - и
подчиненную более высокой цели. Одна заключается в бескорыстном поиске
истины ради Истины и знания ради Знания, не обусловливается никакими
скрытыми мотивами, не руководствуется никакими соображениями, кроме
единственного правила: ни на миг не выпускать из-под наблюдения объект,
подлежащее исследованию явление, постигать его истину, процесс развития и
закон. Другую опреде-ляет страсть человека к осуществлению всего на
практике, желание управлять жизнью посредством найденной истины или
зачарованность идеей, которую мы стремимся утвердить в качестве высшего
закона нашей жизни и деятельности. Мы действительно увидели, что
превосходство разума над прочими человеческими способностями заключается в
том, что он не полностью поглощен собственной деятельностью, но направляет
свое внимание и усилия на все прочие способности, открывает их закон и
истину, ставит свои открытия им на службу, и даже следуя собственным
наклонностям и интересам, действует также и в их интересах и в конечном
счете служит всеобщему благу. На самом деле человек живет не ради одного
лишь знания; главным объектом его внимания остается жизнь в широчайшем
смысле этого слова, и он ищет знание скорее по причине его полезности для
жизни, чем ради чистой радости познания. Но именно в этой попытке поставить
знание на службу жизни человеческий интеллект обнаруживает неуверенность и
несовершенство, которыми отмечена вся деятельность человека. Пока мы
стремимся к знанию ради него самого, говорить не о чем: разум выполняет свою
естественную функцию; он беспрепятственно осуществляет свое высочайшее
право. В труде философа, исследователя, ученого, которые стараются добавить
что-то новое к сумме нашего достоверного знания, есть та же совершенная
чистота и радость, что и в труде поэта и художника, которые созидают формы
для воплощения прекрасного ради эстетического наслаждения всего
человечества. Какими бы ни были индивидуальные заблуждения и ограниченность,
они не играют роли; ибо коллективное и прогрессивное знание человечества
обогащается истиной, которая была открыта и которой можно со временем
доверить наше освобождение от заблуждений. Лишь тогда, когда человеческий
интеллект пытается применить идеи к жизни, он начинает терять свою силу и
ошибаться.
Обычно это происходит потому, что, погружаясь в практическую
деятельность, человеческий разум сразу же становится заинтересованным и
пристрастным и начинает служить чему-то, отличному от чистой
истины.Нодажеесли интеллект сохранит всю возможную беспристрастность и
незаинтересованность, - а совершенно беспристрастным, совершенно
незаинтересованным он быть не может, пока не согласится полностью оторваться
от практической жизни или прийти к некой широкой, но бессильной терпимости,
эклектицизму или скептическому любопытству, - то все равно истины, которые
он открывает, или идеи, которые провозглашает, в самый момент применения их
к жизни становятся игрушками сил, мало подвластных разуму. Наука в своем
бесстрастном и хладнокровном поиске сделала открытия, которые, с одной
стороны, послужили практическим гуманным целям, а с другой - дали эгоизму
людей чудовищные средства взаимного истребления; она открыла колоссальные
возможности эффективной организации жизни, которые использовались, с одной
стороны, для экономического и социального развития народов,